Прокачай свой мозг: как улучшить работу мозга

Еще будучи студентом, в жаркий период экзаменов и написания дипломной работы, я понял, что мой мозг работает не так быстро, как бы мне хотелось. Не получается сосредоточиться, внимание рассеивается из-за этого плохо запоминаю материал, не получается собрать нужные мысли и сформировать их правильно. Думаю многим знакомы эти симптомы. Так вот, я задался найти несколько действенных способов для прокачки мозга, ниже приведу некоторые из них.

Одним из главных и необходимых «твиков» вашего мозга является улучшение памяти.

Тренировка памяти

Такие игры как лотошахматы, и даже карты, помогают оптимизировать память, если периодически играть в шахматы со своим компьютером или, лучше, другом, то это явно даст плоды через некоторое время.

Разгадывание кроссвордов и решение ребусов так же полезны для памяти. Иногда, когда вам нечем заняться, вместо просмотра телевизора можно 5 минут посидеть над каким-нибудь кроссвордом. А если у вас все хорошо с математикой, можно попробовать порешать простенькие примеры или уравнения из курса школы.

К счастью на помощь нам опять же приходит наш компьютер и интернет, не зачем лезть за старыми газетами или журналами и искать там разделы с кроссвордами. К примеру, в Сети есть замечательные приложения, которые способны натренировать вашу память и внимание за счет несложных, но многочисленных головоломок и заданий. Внимание очень важно для хорошей работы памяти.

Чтобы что-либо хорошо запомнить, необходимо получить об этом ясное и яркое впечатление. А для этого необходимо сосредоточиться и внимательно изучить
необходимый материал. Даже пять минут полного сосредоточения и внимательного отношения к изучаемому предмету дадут хороший результат, особенно если
воспользоваться не только зрительной памятью, но и проговорить изучаемое вслух.

Еще больше помогает улучшению памяти применение зрительных ассоциаций. Так, изучив текст, его необходимо представить себе в виде зрительных картинок — это позволит запомнить материал надолго.

Упражнения для развития памяти

1. Скажите себе: запомни это! 

Например, если вам представили незнакомого человека, проговорите про себя его имя и велите себе его запомнить. Так вы бессознательно переведете эту информацию в статус более важной.

2. Найдите мотивацию 

Постарайтесь представить, чем человек, имя которого нужно запомнить, может быть вам полезен в будущем? Поиск мотивации будет стимулировать работу мозга, и запомнить имя будет легче.

3. Ассоциируйте! «Метод Цицерона», «метод Римской комнаты» или «методом мест».

 Суть его состоит в том, что «единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определённом порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.

4. Изучайте иностранные языки 

Это самым непосредственным образом активизирует память и развивает ассоциативное мышление. Станет легче запоминать не только иностранные слова, но и факты из повседневной жизни, которые прежде требовали постоянного напоминания.

5. Запоминайте номера телефонов 

 Для начала выучите номера телефонов, в том числе и сотовых, тех, с кем вы общаетесь чаще всего. Затем приступайте к запоминанию номеров менее важных людей. Посмотрите на номер, отведите глаза, повторите цифры про себя — и так до тех пор, пока номер окончательно не останется в памяти. В дальнейшем ненужные телефоны из-за ненадобности забудутся, и это нормально. Главное — продержать в памяти информацию хотя бы несколько дней.

6. Способ основан на игре под названием «кубики». 

Развивает память и внимание. Им тренируют летчиков, шахматистов и спецслужбы. Суть: нужно купить 10 одинаковых костей, по размеру и цвету, взять для начала 3, потрясти в руках (или не в руках), положить на стол, поднять руку на доли секунды и снова накрыть, так чтобы вы увидели все 3 кости, сказать, какие цифры выпали и примерное расположение кубиков. Постепенно количество костей увеличивать, попытаться довести до 10. Когда станет легко, можно заменить часть костей на другие, другого размера и цвета. Со временем стоит менять предметы, например, попытаться проделать такое с рисовой крупой. Упражнение повторять ежедневно по 15 минут.

7. Этот способ используют почти все участники чемпионата по запоминанию. 

Итак, человек может удерживать внимание на объекте до тех пор, пока он ему интересен и пока он может находить в нем что-то новое. Потом внимание ослабевает и переключается. Это доказанный факт. Суть упражнения: представьте себе любой предмет, например, ноутбук, и удерживайте мысль на нем. При этом с воображаемым предметом нельзя ничего делать, только представлять статичное изображение. Через несколько минут вы уже будете думать о чем-то другом, но не о предмете, причем, если сначала вы думали о ноутбуке, затем вы начинаете думать какая модель, затем какой производитель и т.д. Все думаю что-то свое, но у всех получается логическая цепочка. В тот момент, когда вы понимаете, что думаете уже не о предмете, вы должны пройти по вашей цепочке обратно, вспоминая каждое звено и в результате вернуться к предмету. Затем повторяем. Упражнение нужно делать ежедневно, с учетом специфики — почти где угодно. Способы подсказал Никита Семенов из «SECL GROUP»

8. Упражнение Пифагора. 

Ежедневно утром и вечером нужно прокручивать в уме все события минувшего дня, вспоминая их до самых подробностей и мельчайших деталей. Кроме того следует дать оценку собственным поступкам, совершенным за этот день, задавая себе следующие вопросы:»Что я сделал сегодня? Что не сделал должного? Какие поступки заслуживают осуждения и требуют раскачивания? Каким следует радоваться?»

Освоив однодневную технику экзамена сознания, начните постепенно погружаться в прошлое, вспоминая то, что было вчера, позавчера и т.д. Если у вас достанет характера делать это каждый день, успех гарантирован (это проверено) — вашей памяти позавидует самый мощный компьютер с огромной базой данных.

Тренируясь таким образом постоянно, вы через месяц-два научитесь держать внимание постоянно включенным… сможете мгновенно восстанавливать события любого периода жизни вплоть до рождения, будете легко запоминать наизусть огромные куски текста и длинные поэмы, ряды цифр, наборы предметов, гаммы цветов, мелодии и т.д.

 9. Эффект Моцарта

Десятилетие назад психолог Франциск Рошер и его коллеги сделали открытие. Оказывается, прослушивание музыкальных произведений Моцарта улучшает математическое мышление людей. Даже крысы преодолевали лабиринты быстрее и более точно после прослушивания Моцарта, чем после шума или музыки композитора-минималиста Филиппа Гласа. В прошлом году, Рошер сообщил, что для крыс соната Моцарта является стимулятором деятельности трех генов, связанных с клетками, передающих сигналы в мозг.

Это самый гармоничный способ улучшить ваши умственные способности. Но прежде, чем вы возьмёте компакт-диски, примите к сведению, что не каждый, кто стремится к эффекту Моцарта, получет его. К тому же, даже его сторонники склоняются к тому, что музыка повышает способности мозга, потому что заставляет слушателей чувствовать себя лучше. Происходит одновременно и расслабление, и стимулирование организма.

10. Пейте, но в меру!

Исследование, задействующее 3 500 японских мужчин, установило, что у тех, кто употребляет небольшое количество алкоголя, лучше развита функция познавания, чем у тех, кто не пьет вообще. Но, к сожалению, как только вы выпиваете больше, чем положено, ваша память сразу ухудшается.

Исследование на крысах определило, что те, кто потребляет много алкоголя, теряют клетки сразу после его распития. Доказано, что алкоголь не только повреждает умственные способности, но и препятствует их восстановлению.

11. Любовь для мозга

 В серии исследований доктора Катлера и его коллегами в университете Пенсильвании и позднее в Стенфордском университете было обнаружено, что регулярный сексуальный контакт оказывал благоприятное воздействие на женщин. Сексуальный контакт, по крайней мере, раз в неделю приводил к регулярным менструальным циклам, более коротким менструациям, задерживал менопаузу, увеличивал уровень эстрогена и замедлял процесс старения. Увеличение уровня эстрогена за счет увеличения количества занятий сексом помогает улучить мозговую деятельность.

В исследовании доктора Катлера наличие оргазма не было столь важным. Близость и эмоциональное соединение были самыми влиятельными факторами.

12. Упражнение глазами

По последним данным научных исследований, ежедневное выполнение следующего упражнения всего лишь в течение 30 секунд улучшает память на 10%: необходимо одновременно двигать зрачками из стороны в сторону. Данное упражнение усиливает координацию обоих полушарий мозга и способствует активизации его зон, ответственных за память.

Физиология

Так же для мозга очень важно своевременное и полноценное поступление кислорода. Для этого достаточно глубоко дышать в тот момент, когда вам нужно пошевелить извилинами. Мозговую деятельность одинаково эффективно улучшают и релаксация, и большое количество кислорода в крови, а при глубоком дыхании организм расслабляется. Причем дышать нужно только через нос и сидеть ровно. Такая поза позволит сосредоточиться и мыслить более «здраво». Поэкспериментируйте: сначала решите в уме какую-нибудь математическую задачу, сидя на стуле сутулясь и с открытым ртом, а затем — выпрямившись, с закрытым ртом. Вы сразу увидите разницу.

А физических упражнений достаточно для того, чтобы к головному мозгу начала поступать кровь. Небольшая зарядка «разбудит» мозг и активизирует его деятельность. Лучше всего пройтись, но и простых упражнений на месте (приседания, прыжки) может быть достаточно. Вы наверняка замечали, что когда вы идете, поток мыслей гораздо более активен.

Рекомендуется к прочтению: Способы заставить работать мозг на 100%

Ученые из Института Биологических Исследований “Salk”, штат Калифорния, выяснили, что у мышей, бегающих во вращающемся колесе, вдвое больше клеток в той области мозга, которая отвечает за изучение и память. Почему же умственные способности более активных грызунов лучше? Возможно, добровольные физические нагрузки не столь трудны и поэтому более выгодны. Это означает, что, занимаясь спортом с удовольствием, вы становитесь более остроумными и счастливыми.

И конечно для мозга необходима правильная еда.

Ешьте рыбу!

Масло, найденное в грецких орехах и рыбе, долго считалось полезным только для сердца. Но недавнее исследование установило, что оно полезно и для мозга. Происходит не только улучшение системы циркуляции воздуха, которая поставляет кислород к голове, но и улучшается функция мембран клеток. Вот почему люди, которые потребляют много рыбы, менее подвержены депрессии, слабоумию, даже нарушению внимания. Ученые отметили, что жирные вещества необходимы для умственного развития детей. Возможно, что ваше собственное умственное развитие и даже интеллект, может быть улучшен при достаточном потреблении этого масла.

Употребляйте, по крайней мере, три кусочка рыбы в неделю. Например, лосось, сардину, тунца.

Вы можете потреблять ежедневно около 30 процентов калорий в виде жира, но большинство из них должны поступать от вышеупомянутой рыбы, оливкового масла, орехов. Избегайте жиров, содержащихся в крекерах и различных закусках.

Правильное питание необходимо мозгу, чтобы строить свои клетки чисто физически, и кровь должна постоянно доставлять мозгу питательные вещества — строительные материалы. Какие строительные материалы необходимы мозгу? Это достаточное количество жирных кислот растительного происхождения, основными источниками которых является растительное масло. Из минеральных веществ мозгу необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний.

Фосфор способствует образованию клеток мозга. Продукты, содержащие фосфор: бобы, цветная капуста, сельдерей, огурцы, редис, соя, грецкие орехи.

Сера необходима для нормальной способности клеток мозга насыщаться кислородом. Сера содержится в капусте, моркови, огурцах, чесноке, инжире, луке, картофеле.

Цинк повышает умственные способности и улучшает состав крови, а также предотвращает некоторые нервные заболевания. Цинк содержится в проращенной пшенице и пшеничных отрубях.

Кальций необходим для нормальных процессов кроветворения, препятствует проникновению в кровь болезнетворных микроорганизмов, а значит, предохраняет от инфекции. Кальций содержат яблоки, абрикосы, свекла, капуста, морковь, вишня, огурцы, виноград, зеленые овощи, миндаль, апельсины, персики, ананас, клубника, цельное зерно.

Железо обеспечивает нормальный состав крови и необходимый уровень гемоглобина в крови, без него невозможны жизненно важные процессы в тканях головного мозга. Железом богаты фасоль, капуста, вишня, зеленые овощи, горчица, апельсины, горох, ананасы, помидоры, рис, моллюски, яблоки.

Магний необходим для нормального функционирования нервной системы и профилактики нервных заболеваний, бессонницы, беспокойства, головной боли, тревожности. Магний можно получить из таких продуктов, как миндаль, салат-латук, мята, цикорий, оливки, арахис, картофель, тыква, слива, грецкие орехи, цельные зерна пшеницы.

Кроме того, мозг нуждается в целом ряде витаминов, особенно группы Е и группы В. Эти витамины содержатся в листьях салата, подсолнечном масле, проращенной пшенице, орехах, сухих бобах, полированном рисе, зелени горчицы, капусте, шпинате, апельсинах, грейпфрутах, дыне, авокадо, бананах.

И, конечно, мозгу необходимо большое количество кислорода. Такие продукты, как картофель, петрушка, мята, хрен, редис, лук, помидоры, способствуют насыщению мозга кислородом.

Едва ли не самым ценным продуктом для мозга являются яблоки. Содержащиеся в них вещества очень благотворно воздействуют на сосуды мозга. Они укрепляют и оздоравливают клетки, выстилающие внутренний слой сосудов, повышают эластичность сосудов и препятствуют их закупорке. А потому яблоки снижают вероятность кровоизлияния в мозг, часто становящегося причиной смерти. Одно из самых тяжелых заболеваний — кровоизлияние — связано с нарушением мозгового кровообращения из-за закупорки сосудов головного мозга. Чтобы предупредить это опасное явление, достаточно съедать всего лишь по одному яблоку в день. Вещества, содержащиеся в яблочном соке, защищают клетки мозга от оксидантного стресса – он ведет к потере памяти и снижению интеллекта. Поэтому яблоки и яблочный сок помогают сохранять ясность ума в старости. Также яблоки помогают сосредоточиться.

Яйца

Едва ли не лучший источник холина (он же витамин B4) — основы для выработки в организме ацетилхолина. Это вещество воздействует на нервные окончания в мозге, способствуя улучшению работы памяти и скорости реакции. Люди с неперносимостью к белку могут заменить яйца бананами, помидорами или орехами, но в них холина содержится гораздо меньше.

Перепелиные яйца

Обязательно включайте их в свое меню 1–2 раза в неделю. Они не содержат холестерина, стимулируют деятельность головного мозга.
Куриные яйца также полезны для мозга, но в перепелиных содержится в 5 раз больше калия и фосфора, в 4,5 раза больше железа, в 6 раз – витаминов Е и В2, в 1,7 раза — витамина А. Перепелиные яйца особенно полезны натощак в сыром виде. В отличие от куриных они безопасны, так как перепелки не болеют сальмонеллезом.

Ноотропные средства и витамины

ВНИМАНИЕ: перед употреблением ноотропных средств, обязательно проконсультируйтесь у невропатолога.

К лекарственным средствам улучшающим работу мозга относятся препараты категории ноотропов.

Ноотроп синтетического происхождения «Ноотропил» (или «Пирацетам»).
Лецити́н (греч. λέκιθος — яичный желток) — сложные эфиры аминоспирта холина и диглицеридфосфорных кислот; являются важнейшими представителями фосфолипидов.

Витаминный комплекс, включающий витамин B5 (например «Био-Макс»).

Определение ноотропных препаратов

Термин «ноотропы» был впервые предложен в 1972 г. автором препарата «пирацетам» (К. Жиурджеа) для обозначения средств, оказывающих специфическое активирующее влияние на интегративные функции мозга, стимулирующих обучение, улучшающих память и умственную деятельность, повышающих устойчивость мозга к агрессивным воздействиям, усиливающих кортико-субкортикальные связи. В последнее время предложено несколько другое содержание этого термина, предусматривающее, что ноотропными следует считать вещества, активирующие высшую интегративную деятельность мозга, восстанавливающие нарушенные мнестические (т.е. связанные с памятью) и мыслительные функции, снижающие неврологические дефициты и повышающие резистентность организма к экстремальным воздействиям.
Первоначально ноотропы создавались для лечения : болезни Паркинсона на ранних стадиях, старческого слабоумия, болезни Альцгеймера, нарколепсии, депрессии, синдрома нарушения внимания и ADHD (синдрома дефицита внимания и гиперактивностии). Сейчас же, такие лекарства становятся ’lifestyle drug’ — такими же, как, например, виагра. По статистике ВОЗ, треть взрослого населения Европы и Японии принимает препараты этой группы.

Ноотропил

Фармакологическое действие:
Ноотропное средство. Оказывает положительное влияние на обменные процессы мозга: повышает концентрацию АТФ в мозговой ткани, усиливает синтез РНК и фосфолипидов, стимулирует гликолитические процессы, усиливает утилизацию глюкозы. Улучшает интегративную деятельность головного мозга, способствует консолидации памяти, облегчает процесс обучения. Изменяет скорость распространения возбуждения в головном мозге, улучшает микроциркуляцию, не оказывая при этом сосудорасширяющего действия, подавляет агрегацию активированных тромбоцитов. Оказывает защитное действие при повреждениях головного мозга, вызываемых гипоксией, интоксикациями, электрошоком; усиливает альфа- и бета-активность, снижает дельта-активность на ЭЭГ, уменьшает выраженность вестибулярного нистагма. Улучшает связи между полушариями головного мозга и синаптическую проводимость в неокортикальных структурах, повышает умственную работоспособность, улучшает мозговой кровоток. Эффект развивается постепенно Практически не обладает седативным и психостимулирующим влиянием.

Показания:
Неврология: сосудистые заболевания головного мозга, хроническая цереброваскулярная недостаточность (нарушение памяти, внимания, речи,головокружение, головная боль); остаточные явления нарушений мозгового кровообращения (по ишемическому типу); коматозные и субкоматозные состояния (в т.ч. после травм и интоксикаций головного мозга); реконвалесценция (для повышения двигательной и психической активности); заболевания нервной системы, сопровождающиеся снижением интеллектуально-мнестических функций и нарушениями эмоционально-волевой сферы (в т.ч. болезнь Альцгеймера). Психиатрия: невротический синдром, астенодепрессивный синдром (различного генеза, с преобладанием в клинической картине адинамии, астенических и сенесто-ипохондрических нарушений, идеаторной заторможенности); вялоапатические дефектные состояния (шизофрения, психоорганический синдром); комплексная терапия: психические заболевания, протекающие на «органически неполноценной почве»; депрессивные состояния, резистентные к антидепрессантам; плохая переносимость антипсихотических ЛС (нейролептиков), для устранения или предотвращения вызываемых ими соматовегетативных, неврологических и психических осложнений; кортикальная миоклония. Наркология: абстинентный алкогольный синдром, пре- и делириозные состояния, абстинентный морфинный синдром, острое отравление этанолом, морфином, барбитуратами, фенамином; хронический алкоголизм (с явлениями стойких нарушений психической деятельности, астения, интеллектуально-мнестические нарушения). Серповидноклеточная анемия (в составе комбинированной терапии). В педиатрической практике: при необходимости ускорить процесс обучения и ликвидировать последствия перинатальных повреждений мозга, вызванных внутриутробными инфекциями, гипоксией, родовой травмой, при олигофрении, задержке умственного развития, детском церебральном параличе.

Оцените статью
Успех в Жизни