Взаимопонимание в общении

Межличностная коммуникация предполагает участие двух сторон — адресанта (отправителя) и реципиента (получателя). Адресант (отправитель) — это человек, создающий и транслирующий свое сообщение другой стороне (сторонам). Реципиент (получатель) — это человек, получающий сообщение одного или нескольких адресантов. В идеале при общении обе стороны по очереди выступают отправителями и получателями. Когда они стремятся одновременно выступить в роли адресантов, воображаемый канат натягивается до предела. Если все участники процесса коммуникации берут на себя роль получателя, общение может вообще не состояться. Если реципиент перебивает говорящего, постоянно вставляет свои замечания или проявляет демонстративное пренебрежение к сообщению, напряжение возрастает и конфликт неизбежен.
Цель общения — взаимопонимание. И если вновь обратиться к образу каната, то можно сказать, что все участники игры должны удерживать канат с одинаковой силой и при этом не давать ему слишком сильно натянуться. Это гарантия того, что все собеседники слышат и понимают друг друга. Им не нужны соперничество и вражда. Вместо этого их общение идет в атмосфере дружелюбия, искренности, взаимопонимания в общении и поддержки. Это не значит, что у собеседников нет расхождений во взглядах, однако разногласия не мешают эффективному сотрудничеству, а наоборот, стимулируют совместную деятельность для достижения общих целей.

При общении подчас трудно достичь взаимопонимания, и дело опять-таки в том, что нас не учат правильно общаться. Высказывая свои суждения, большинство из нас используют четыре привычных коммуникативных подхода, не одинаково плодотворных (более подробно мы поговорим о них в следующих статьях). Чаще всего мы изъясняемся:

— агрессивно;
— неубедительно;
— пассивно-агрессивно;
— ассертивно (убедительно).

Также существуют четыре способа восприятия информации. Люди слушают:

— пассивно;
— избирательно;
— внимательно;
— активно.

Обратная связь — объективное информирование собеседника о том, что вы его слушаете и понимаете (или не понимаете). Обратная связь основана на наблюдениях и фактах и не включает интерпретацию, т.е. вы говорите об увиденном и услышанном, а не о том, что вы об этом думаете.
Из всех вышеперечисленных коммуникативных подходов самыми эффективными для взаимопонимания являются:

— асертивная (убедительная) речь, т.е. прямое, точное, позитивное, уважительное высказывание своих мыслей;

— активное слушание, т.е. вербальная и невербальная обратная связь говорящего и слушающего, которая позволяет первому эффективно передать сообщение, а последнему – правильно его понять.

Чтобы эффективно общаться, вы должны уметь убедительно говорить и активно слушать.
Не забывайте: владение коммуникативными навыками еще не означает, что вы сможете заставить людей делать все, что вам нужно. Подобное поведение называется манипулированием и встречает обычно жесткое сопротивление со стороны окружающих.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Оцените статью
Успех в Жизни