Чтобы научиться активно слушать и убедительно говорить, нужно прежде всего выяснить, каковы ваши установки, цели и желания и при необходимости корректировать их.
О значении моральных установок
Моральные установки — это ряд убеждений, что вы принимаете без доказательств, ваша уверенность в том, что люди будут вести себя определенным образом, сформированная еще до того, как они начнут действовать. Установки сопровождают человека на протяжении всей его жизни, однако они имеют свойство меняться под воздействием различных обстоятельств. Другими словами, мы постоянно делаете какие-то предположения о событиях и людях — так же, как другие люди составляют свои предположения о вас. Установки существуют объективно и необязательно играют отрицательную роль Обработка информации. Установки помогают получать информацию об окружающем мире. Например, когда вы за рулем, подсознание не дает вам отвлечься и подсказывает, что нужно делать в тот или иной момент, чтобы оставаться в безопасности. Подготовка к трудностям. Моральная установка помогает подготовиться к сложным ситуациям и подсказывает, как поступать в случае возникновения непредвиденных трудностей.
Обретение нового опыта. Моральная установка помогает составлять представления о новых людях и событиях. Она вбирает в себя уже имеющийся опыт общения и подсказывает, как использовать его в будущем. Таким образом, вы можете избежать повторения прежних ошибок и пойти па разумный риск.
Обратная сторона установки
Наверняка вы слышали выражение: “Кто чего боится, то с тем и случится”.
Высказывая свои суждение, мы можем выставить себя на посмешище, но не это самое страшное. Гораздо хуже то, что мы можем навредить другим людям и поставить их в сложное положение. Другими словами, в процессе общения нельзя злоупотреблять предположениями, которые вы делаете исходя из своей установки, особенно если для этих предположений у вас нет достаточно веских объективных оснований.
Отрицательная сторона установки состоит в том, что вы, не сомневаясь в своей правоте, можете высказывать свои субъективные суждения вслух, а они порой не только расходятся с действительностью, но и приводят к недопониманию, ошибкам и ухудшению отношений. Вот перечень самых распространенных промахов, которые люди совершают при общении.
— Поспешные выводы. Порой вам кажется, будто бы знаете, что собирается сказать ваш собеседник. Не контролируя себя, вы прибегаете к одному из следующих проявлений дурного тона:
• заканчиваете предложение вместо собеседника;
• прерываете собеседника на середине речи;
• перестаете слушать;
• отклоняете предложение, не дослушав до конца.
«Поспешишь — людей насмешишь”, — гласит известная мудрость. Поспешные выводы в деловом общении могут сыграть с вами злую шутку
— Предвзятость. У людей есть мотивы, замыслы и действия. Однако окружающие видят только действия и судят по ним, хотя это не мешает им считать, что они понимают мотивацию и намерения другого человека. Нередко при оценке они исходят из предположения, что человек действовал со злым умыслом, и рассматривают незначительные (и не имеющие к ним отношения) поступки как проявление неприязни и враждебности. Полагаясь лишь на свою отрицательную установку относительно мотивов других людей, вы часто безосновательно подозреваете окружающих, что сказывается на ваших с ними отношениях.
— Самомнение. Уверенность в том, что вы знаете что-то лучше других, приводит к тому, что вы начинаете решать и действовать вместо другого человека, не задумываясь о последствиях. Вы начинаете по собственной инициативе выполнять чужие обязанности и вводить изменения. Зачастую окружающие даже не подозревают, что вы возомнили себя “универсальным разумом” — до тех пор, пока ваша деятельность не приведет к серьезным неприятностям или конфликтам. Поверьте, самомнение — не лучшая черта.
— Стереотипное мышление. Некоторые люди склонны считать, что представители одного пола, одной расовой, этнической, национальной, религиозной, профессиональной группы или сексуальной ориентации думают и поступают одинаково. Вот примеры стереотипов: все инженеры проектируют, все мужчины — варвары, все женщины — болтушки… этот ряд можно продолжать до бесконечности. Стереотипы не только обижает окружающих, но и служат признаками ограниченности, невежества и даже закомплексованности; стоит ли говорит, что все эти качества вряд ли способствуют плодотворному общению.
Печальные последствия субъективизма
Журналист местной газеты написал статью о произошедшем накануне несчастном случае. Приходской священник, ехавший на велосипеде, был сбит автомобилем и получил травму головы. В своей статье журналист предположил, что святой отец, видимо, был без шлема, когда произошло несчастье.
Это интересно: Как быть самим собой и не изменять самому себе в любой ситуации
На следующий день после опубликования статьи священник встретился с журналистом и сообщил ему. что тогда на нем был шлем, а предположение репортера — безответственное. Выдвинув суждение без достаточных на то оснований, журналист поступил непрофессионально, дискредитировал себя и поставил священника в щекотливое положение.
Оценка моральных установок
Несмотря на то, что моральные установки — неотъемлемая часть мыслительного процесса, вы должны хорошо понимать собственные установки, чтобы эффективно общаться с другими людьми. Вот несколько советов по корректировке установок.
— Помните, что каждый человек уникален. По поведению одного человека нельзя судить по поведению миллионов. Помните, что каждый сотрудник, с которым вы работаете, и каждый клиент, которого вы обслуживаете, не похож на других. Чем лучше вы понимаете других людей, тем эффективнее сможете с ними общаться.
— Всегда сначала выслушайте. Дослушивайте до конца все, что вам говорят. Задавайте вопросы, чтобы убедиться в правильности понимания сообщаемой информации. Если с этим вы не согласны, не спешите с критическими или недовольными замечаниями. Вместо этого попросите собеседника объяснить его идею или решение. Прежде чем критиковать, ознакомьтесь со всеми фактами.
Это интересно: Истинное значение моральных норм
— Бойтесь обобщений. Обобщение нередко (и справедливо!) воспринимается как необоснованное оскорбление. Даже если у вас имеется опыт общения с представителями некой социальной группы и этот опыт оказался негативным это еще ни о чем не говорит. Возможно, вам просто не повезло или вы плохо проявили себя в той ситуации. В любом случае, не стоит выдавать свое субъективное мнение за объективный закон. Вы можете упомянуть собственный опыт, не экстраполируя его на данную конкретную ситуацию, однако только в том случае, если это уместно.
— Сначала обсудите, потом действуйте. Реализация замыслов требует координации усилий, поэтому вы должны убедиться, что все участники знают, что происходит, какими должны быть их действия и каковы последствия этих действий. Даже при самой прекрасной цели и грандиозности замысла ваш проект обречен на неудачу, если вы заранее не посоветуетесь со всеми участниками, не привлечете их на свою сторону и не заручитесь их поддержкой.
Это интересно: Эффективная психологическая методика — метод «Двух стульев»
— Отдавайте предпочтение благоприятным суждениям. Когда вы сотрудничаете с другими людьми, лучше всего предполагать, что они желают вам только добра и не хотят сделать ничего дурного. Заговорам нет места в вашем общем деле. (Как хорошо и спокойно!) Именно такое позитивное предположение позволит вам по достоинству оценить мысли и поступки вашей команды.
Copyright © 2013 Бянкин Алексей