Выделяют три этапы слушания.
Этап 1 — получение информации. На этом этапе вы воспринимаете сообщение с помощью своих органов чувств, в основном посредством зрения и слуха. Как ни парадоксально это звучит, вы слушаете глазами столько же, сколько и ушами. (Исключение составляют телефонные разговоры.) Зрение помогает получить невербальные подсказки, определяющие характер передачи и восприятия сообщения.Поэтому, если вам нужно с кем-то уладить важный вопрос, лучше сделать это при личной встрече. Видя своего собеседника, вы сможете лучше понять, о чем он думает и что чувствует.
Этап 2 — обработка информации. После того как вы восприняли сообщение, начинается невидимый внутренний процесс его обработки. Она происходит в вашем мозгу и включает в себя анализ, оценку и синтез. Эти процессы помогают понять смысл высказывания говорящего, дают ответ на вопрос: “Что имеет в виду мой собеседник?” Хотя этот процесс внутренний, говорящий может заметить внешнюю реакцию получателя.
Трудности на этом этапе слушания могут быть вызваны невнимательностью слушателя или его психическим состоянием, например стрессом. Если вас что-то отвлекает, вам трудно полностью вникнуть в суть высказывания, понять, какой смысл вкладывает собеседник в свои слова. Если вас захлестывают эмоции, то вы обращаете внимание на мелочи, но упускаете главное. Поэтому этап обработки сообщения требует высокой концентрации, если вы стремитесь понять то, что хотел сказать ваш собеседник.
Этап 3 — реакция на полученную информацию.
На этом этапе говорящий видит и слышит, как реагирует слушающий. Реципиент вербальными и невербальными средствами подтверждает, что он получил и понял сообщение.
Когда говорящий видит, что слушающий его понимает и ценит, между собеседниками устанавливается тесная связь, повышающая эффективность сотрудничества. Если адресант наталкивается на непонимание реципиента, о чем свидетельствуют его невербальные и вербальные действия, процесс общения дает сбой. Эффективность взаимодействия снижается, а напряжение усиливается.
Copyright © 2013 Бянкин Алексей