Альтруизм и эгоизм — два понятия, которые в чистом виде не имеют между собой ничего общего. Однако они вполне органично могут уживаться в одной личности. И найти их можно в каждом из нас. Вопрос лишь в том, каково соотношение этих черт в конкретном человеке. Но с уверенностью altruizmможно сказать, что совершенных альтруистов или абсолютных эгоистов не существует. В поведении каждого можно найти поступки, характеризующие его как с плохой, так и с хорошей стороны.

Природная необходимость

Такая негативная, казалось бы, черта личности как эгоизм совершенно необходима людям для выживания. Чтобы не погибнуть, человеку нужно думать в первую очередь о себе, и только потом — о ближнем. Забота о своем благополучии подчас заставляет нас переступать через интересы остальных и хватать с общей тарелки лучший кусок.

Да, подобные поступки не слишком соответствуют нормам поведения человека, принятым в обществе, но вполне оправданы с точки зрения эволюции. Выживать, побеждать и плодиться должен сильнейший, тот, кто может постоять за себя. А слабый, застенчивый тихоня, боящийся гнева собратьев, должен быть отбракован, дабы не портить генофонд вида.

Зачем нужен альтруизм?

Однако, заботясь о собственном благе, человек очень быстро начинает осознавать, что ему подчас необходимо содействие окружающих. Чтобы получить его, нужно иногда помогать им самому. А значит, приходится действовать, исходя не только из своих потребностей. Кроме того, абсолютный эгоизм каждого из членов общества привел бы к постоянной войне, мешающей нормальному функционированию отлаженной системы жизни.

Эти причины вынуждают людей ограничивать свою свободу, получая в награду определенные блага от социума. Выгодность такого сосуществования родители объясняют человеку еще в раннем детстве. Они предлагают ему поделиться с товарищем конфетами, а взамен получить право пользоваться его карандашами для рисования.

Постепенно взрослея, человек формирует свою систему ценностей. Она заметно отличается от природной, выдвигающей на первое место эгоистичные порывы и инстинкты. Иерархия, выстроенная разумом, заставляет личность исходить из соображений выгоды. А они диктуют необходимость нравиться окружающим и прятать свои природные порывы или находить для них благопристойные объяснения.

А что нужно для успеха?

Стремясь к благополучию, человек вынужден взаимодействовать с окружающими его людьми. Для того чтобы этот процесс был эффективным, он должен соблюдать все те нормы поведения человека, которые использует современное общество. Это требует воспитания в себе определенной доли альтруизма, человеколюбия.

Чтобы стать справедливым к окружающим, необходимо понять, что они многогранны. Иначе говоря, в каждом из них есть как добро, так и зло. Поэтому воспринимать их надо, только опираясь на их реальные действия, их способность уважать интересы других людей при удовлетворении собственных желаний. Человек, исходно обладающий отвратительным характером, может прекрасно уживаться с близкими. Однако примерное поведение не должно превращать его в ангела, а жуткий характер — в изгоя.

Поэтому, встречаясь с примерами чистого альтруизма, успешный человек не станет спешить с причислением благодетеля к лику святых. Он предпочтет найти истоки этого акта. Скорее всего они окажутся скрыты в той самой системе ценностей, которую внушила человеку жизнь. В этом случае альтруистический поступок будет продиктован невозможностью сделать иначе. Другими словами, человек поступит хорошо лишь потому, что альтернативный вариант разрушит его отношение к себе. А потеря самоуважения приведет к серьезным внутренним проблемам, выливающимся зачастую в самоубийство. Зная о подобных тонкостях, человек, идущий к успеху, никогда не станет раздавать окружающим бирки с однозначными определениями «плохой» или «хороший». Он просто примет их такими, какие они есть на самом деле.

Итак, успешная личность относится к людям с пониманием. Она ценит их попытки обуздать природный эгоизм, так как сама знает, насколько это непросто. Идя по дороге к альтруизму, она руководствуется пониманием его выгоды и взращивает в себе готовность к взаимным уступкам, приносящим пользу обеим сторонам. Однако примеры полного, безграничного самопожертвования не вызывают у нее восхищения, так как кажутся ей наигранными и неестественными.