Будьте внимательны друг к другу


Если вы хотите активно слушать, будьте внимательны друг к другу. Почти все мы всегда чувствуем, слушают нас собеседники или только притворяются. О последнем нетрудно догадаться, если на вас смотрят невидящим взглядом и автоматически повторяют невнятное “угу”. Говорящий, поняв, что его не слушают, реагирует двояко:

— начинает проявлять неуверенность, запинается; разговор постепенно сходит на нет и прекращается, а говорящий уходит с чувством разочарования и обиды;

— продолжает говорить, что называется, в пустоту; не получая ответной реакции, говорит и за себя, и за своего собеседника.

Чаще можно наблюдать реакцию первого типа. Обычно адресант замечает отношение реципиента к своему сообщению, но не всегда высказывает свои мысли и наблюдения вслух.

Слушающий, если он заинтересован в двустороннем общении, обязан отвлечься от своих мыслей и переключить внимание на собеседника и его сообщение. При этом он производит определенные невербальные действия, показывая свою готовность слушать и воспринимать говорящего.
Если вам интересно сообщение, то вы слушаете эффективно, воспринимаете в полной мере и правильно оцениваете сообщение и к тому же демонстрируете уважение к своему собеседнику.
Вот особенности невербального поведения собеседника, помогающие говорящему понять, что его слушают (читайте Как правильно говорить)

Постоянный визуальный (зрительный) контакт. Одно из главных позитивных невербальных действий, предпринимаемых слушающим при разговоре, — это поддержание постоянного зрительного контакта с собеседником. Реципиент, внимательно смотрящий на адресанта, словно бы говорит: “Я весь внимание, для меня очень важно то, что ты говоришь”. Зрительный контакт поддерживается и в тех случаях, когда говорящий из-за погруженности в свои мысли смотрит “внутрь себя” или в пустоту и дишь время от времени останавливает взгляд на слушателе.

Заинтересованное выражение лица. Выражение лица активного слушателя меняется в зависимости от того, что ему говорят. Когда говорящий рассказывает что-то забавное или шутит, слушающий улыбается; когда говорящий переходит на серьезный тон, выражение лица реципиента становится серьезным или озабоченным. Если говорящий размышляет вслух, лицо слушающего приобретает терпеливое выражение.

Заинтересованность, передаваемая языком тела. Принимающий (рецептивный) язык тела свидетельствует о том, что вы внимательно слушаете, не проявляете нетерпения и не пытаетесь повлиять на собеседника. Внимательный слушатель поворачивается и немного склоняется к собеседнику, чтобы лучше воспринять сообщение. Это показывает говорящему, что собеседник внимательно слушает и готов к получению информации.

Поощряющий тон. Ваша манера говорить, тон голоса и интонация играют важную роль в подтверждении получения сообщения. Вы словно бы говорите: “Я с тобой, расскажи мне еще”. Беседа идет легко, и собеседник чувствует, что вы готовы и хотите дослушать его до конца.

Copyright © 2013 Леонид Тюняев

Оцените статью
Успех в Жизни