В роли слушателя вы можете реагировать на сообщение говорящего вербально и невербально, при этом очень важны ваши интонации. Какова роль интонации? Это значительная часть поведения, определяющая, насколько вы открыты или критичны по отношению к собеседнику и его сообщению. Даже самое незначительное изменение в голосе, когда ваш тон от внимательного переходит к раздражительному или недовольному, может изменить либо нарушить ход разговора. Ниже приведены некоторые привычки, связанные с особенностями интонации. Они могут привести к возникновению барьеров в общении.
— Резкие, грубые нотки в голосе. Вы слышите объяснения другого человека и реагируете примерно так: “Что ты сделал?” Жесткость в голосе вынуждает собеседника защищаться. Иногда, даже не дав говорящему закончить сообщение, слушающий начинает высказывать свои мысли резким тоном,к которому примешиваются злость и неодобрение.
— Саркастические замечания. Подобное поведение — обычно реакция слушателя на сказанное собеседником. В этом случае его замечания пропитаны иронией, сарказмом, едкостью, но отправителю совсем не хочется смеяться над “шутками” получателя. Последний может заметить: “Да, отличная идея, Джо” или “Кажется, тебе на самом деле пришлось потрудиться”. Высказывания имеют в целом позитивное значение, но сказанные язвительным тоном, они приобретают абсолютно противоположный смысл, принижая значимость слов говорящего и обижая слушающего.
— Монотонность. В статье Как правильно говорить мы упоминали о том, что однообразный тон дает понять собеседнику, что вам надоела его болтовня, вам все равно, что с ним происходит, и вообще вы от него просто устали. В такой мрачной, вялой манере он может признать: “Да, это прекрасно”. Так реципиент реагирует, например, на только что рассказанную собеседником интересную историю, которая с ним приключилась. Монотонный ответ способен отбить всю охоту у говорящего продолжать разговор.
Copyright © 2013 Виктор Смирнов