Принято говорить, что человек существо социальное. Но что это значит на самом деле? Неужели если не вращаться в обществе и не общаться с различными людьми, мы потеряем своё человеческое естество, перестав быть самими собой? На самом деле всё не так страшно, как может показаться. Данное высказывание говорит о том, что человеку для полноценного развития требуется постоянно общаться с себе подобными, иначе он попросту сойдёт с ума. Потребность в общении ставят наравне с потребностью пить, есть и дышать, и хотя оно менее значимо в физиологическом смысле, в плане формирования человеческой психики общению нет равных. Известны случаи, когда ребёнка «воспитывали» животные, и, несмотря на то, что человеческий интеллект во много раз превышает животный, ребёнок, подрастая, оставался на уровне развития стаи.
Иными словами, если его воспитывали обезьяны, то он перенимал все их повадки, способы общения и конкуренции. Даже манеру передвижения, а речевой аппарат использовал лишь для того, чтобы издавать звуки, которые издают обезьяны. Аналогичная ситуации была и среди волков и такие случаи не единичны. Иными словами, если с ребёнком просто перестать общаться, то он перестанет развиваться и будет перенимать поведение тех существ, которые его окружают. Причём, как правило, перевоспитанию такие люди уже не поддаются, да и людьми их можно назвать лишь по биологической принадлежности, так как интеллектуально они не более, чем животные.
Именно по этой причине потребность в общении считается одной из основных для человека и как в воспитании, так и в обучении человека принято использовать именно вербальные техники, которые помогают развить речь и её восприятие. Но давайте взглянем на вопрос с другой стороны и предположим, что бы случилось с человечеством, если бы мы потеряли возможность использовать речь. Этот пример довольно наглядно показывает почему именно возможность вербального общение и язык, как средство общения, помогают развивать наш интеллект. Ведь если бы мы не могли общаться друг с другом, и не имели бы языка для общения, мы бы попросту не могли мыслить теми категориями, к которым мы привыкли, и наше мышление вернулось бы на уровень кроманьольцев, которые, не обладая речью, воспринимали информацию в виде образов, делясь ей с помощью жестов и наскальных рисунков.
В наше же время, когда мы не только в совершенстве обладаем речью, но и совершенствуем методы общения, с помощью интернета и современных технологий, нам, судя по всему, не грозит такая беда, но интересно вот что. Если верить учёным филологам, чем больше словарный запас человека, тем детальнее он может воспринимать окружающий мир и тем ярче он его может описать. Таким образом, благодаря обогащению словарного запаса, человек начинает мыслить более творчески. В то же время, если вы изучите два языка, то мыслить вы сможете лишь на одном из них. Таким образом, каждый язык является универсальным кодом, и если человеку не столь важно, на каком языке удовлетворять потребность в общении, то его собственный разум будет развиваться, лишь с развитием одного, чаще всего его собственного, родного языка. Таким образом, можно сделать простой вывод, чем больше мы общаемся и чем точнее излагаем сами мысли, ярче воспроизводим образы и понятнее описываем то, о чём хотим рассказать, тем активнее развивается наш интеллект, в то время, как в процессе восприятия речи расширяется скорее подсознательная область мышления.