Термин «недвижимость» появился в российском законодательстве при Петре I. Им обозначают имущество, которое нельзя переместить без нанесения ущерба. Это может быть лес, земельный участок, озеро, здание или помещение. Существует разделение недвижимости на жилую и предназначенную для ведения бизнеса. Раньше наиболее высоким спросом пользовалось жильё. Сегодня рейтинг популярности возглавляет недвижимое имущество, которое можно использовать для коммерции.
Какую недвижимость можно использовать для ведения бизнеса?
Для ведения бизнеса используются различные здания, земельные участки, сооружения, с помощью которых можно нарастить капитал или извлечь прибыль.
Без покупки либо аренды недвижимости невозможно заниматься следующими видами деятельности:
- производственная;
- торговая;
- офисная;
- гостиничная.
Для получения прибыли можно также использовать здания жилого и социального назначения. Жильё приобретается бизнесменами для последующей сдачи в аренду. В зданиях социального назначения открываются медицинские центры, гольф-клубы, бассейны.
Промышленная недвижимость
К промышленным относятся объекты, предназначенные для ведения производственной или складской деятельности. Сделки, связанные с этим видом недвижимости, заключаются достаточно редко. Это связано с тем, что каждый производитель выдвигает собственные требования к производственному помещению. Поэтому чаще всего промышленные здания строятся по проектам, учитывающим особенности будущего производства.
На рынке представлено немало готовых объектов, которые не пользуются спросом. Старые заводские помещения, построенные несколько десятилетий назад, морально устарели. Чтобы начать их эксплуатировать, потребуется вложить немало сил и средств. Поэтому большинство предпринимателей выбирает строительство. Заводские строения, находящиеся в удовлетворительном состоянии, используются для складирования товаров, материалов, запасных деталей. Старые производственные территории постепенно преобразовываются в складские комплексы.
Торговая недвижимость
К данному виду недвижимого имущества относятся магазины, стрит-ретейлы и торговые центры. Эксперты рынка утверждают, что коммерческая недвижимость, предназначенная для розничной, оптовой, мелкооптовой торговли, является самой востребованной. К концу 2014 года общая площадь торговых центров на территории России составляла 17700000 м². Это самый высокий показатель в Европе. При этом еженедельно открываются новые магазины и супермаркеты.
В России принята следующая классификация торговых центров:
- микрорайонные (до 3000 м²);
- районные (3000-10000 м²);
- окружные (10000-20000 м²);
- суперокружные (20000-30000 м²);
- региональные (30000-45000 м²).
Принадлежность супермаркета к той или иной группе зависит также от расстояния до центральных улиц и транспортных сетей, зоны обслуживания. В перечисленные категории не попадают специализированные торговые центры.
Офисная недвижимость
Офисные помещения всегда пользовались повышенным спросом. Их стоимость зависит от множества факторов. Условно они делятся на группы A, B, C, D.
Офисы класса A находятся в центральной или деловой части города. Они располагаются в специализированных центрах, оснащённых самым современным оборудованием. В помещениях этого класса обычно имеется ресепшн, конференц-зал, приёмная для VIP-клиентов. Это идеальное место для открытия представительства крупной международной корпорации.
Офисы класса B тоже находятся в центральных районах и обладают высоким уровнем комфорта. Но перечень предлагаемых услуг здесь заметно ниже. Такие помещения подходят для отделений банков и филиалов крупных компаний.
Офисы класса C располагаются в административных зданиях, построенных для других целей. Их занимают предприниматели и небольшие фирмы. Помещения данного класса зачастую требуют ремонта. Современные коммуникации в них отсутствуют.
Офисы класса D находятся в окраинных районах города. Чаще всего они располагаются в старых зданиях, неприспособленных для офисной деятельности. Планировка в них неудобная, подъездные пути и стоянки отсутствуют.
Иногда очень трудно классифицировать конкретное офисное помещение. Поэтому существуют подклассы A-, A+, B-, B+, C-, C+, D+.
Гостиничная недвижимость
Наше государство стало более открытым, и поток иностранных туристов в последние годы увеличился. Отечественные граждане тоже стали охотнее посещать российские достопримечательности. Поэтому спрос на гостиничную недвижимость значительно вырос. Практически в каждом городе теперь имеется полный спектр предприятий «гостеприимного» бизнеса:
- мотели;
- кемпинги;
- хостелы;
- отели;
- гостевые дома.
Больше всего гостиничных комплексов строится в курортных районах. Среди инвесторов можно встретить не только отечественных предпринимателей. Развитием гостиничного бизнеса в нашей стране активно занимаются зарубежные компании.