На своих семинарах по эффективному общению, после того как мы рассматриваем основные виды слушания (пассивное, избирательное, внимательное, активное), мы выполняем следующее упражнение.

Я разделяю всех участников на пары для проведения двух раундов разговора. Каждый коммуникант в одном раунде выступает адресантом, в другом — реципиентом и должен вести себя как активный слушатель. Разговор длится несколько минут и проходит в оживленной манере, поскольку оба участника стремятся внести свой вклад в общение.

В конце каждого разговора участник, выступавший в роли слушателя, должен в одном предложении письменно изложить суть сообщения говорящего (как факты, так и эмоции). Большинство слушателей, выполнив задание, уверены, что им почти полностью удалось уяснить главную идею сообщения.

Затем наступает самый ответственный момент. После окончания бесед я прошу сравнить записи, сделанные слушателями, с тем, что действительно хотел сказать говорящий. В большинстве случаев формулировки не совпадают! Оказывается, лишь немногие участники на самом деле были активными слушателями. Активные слушатели не просто ведут оживленную беседу, по и концентрируются на получаемом сообщении и несколько раз переспрашивают, чтобы удостовериться, что правильно понимают, т.е. проявляют вербальную реакцию.

Ключ к достижению успеха — вербальная реакция во время разговора. Из-за того что нас не учат эффективно слушать, мы редко используем се и поэтому не всегда полностью усваиваем все, что нам говорят.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей