Беседа между Бобом и Сью (см. предыдущую статью) показывает, что Сью является активным участником разговора. Она постоянно высказывала свое мнение, но в роли говорящего выступила лишь в заключение разговора, чтобы сделать определенные выводы. Она высказывалась, но не была адресантом. Тогда о чем же она говорила?
Адресанты говорят. Из-за того что люди зачастую не понимают, что такое настоящее слушание, они также не знают, что активное слушание предполагает и речь. Умение слушать и говорить занимает важную роль в общении. Активные, или восприимчивые, реципиенты говорят во время того, как слушают. Но замечания отправителя и получателя во многом отличаются.
-В центре внимания ты или я? Активные слушатели сосредоточиваются на говорящем и его сообщении, а не на себе. Когда говорит адресант, он концентрирует свое внимание на высказывании своих мыслей, т.е. на себе самом.
— Воспринимаем и отражаем сообщение или сообщаем собственное мнение? Активные слушатели помогают собеседнику высказать его сообщение (и факты, и эмоции) и отразить понимание слушающего. Отправители говорят то, что у них на уме, или сообщают какую-то собственную информацию.
— Получаем сообщение и остаемся беспристрастны или выражаем свою интерпретацию, чувства, идеи и информацию?
Активные слушатели получают, говорящие — отправляют. Первые всегда беспристрастны и уважительны, а адресанты, если они этого хотят, отстаивают свою точку зрения и высказывают свои мысли, идеи, чувства.
— Что лучше: меньше или больше говорить? Активные слушатели говорят, но, как правило, намного меньше, чем сами адресанты. Использование инструментария активного слушания может быть осуществлено несколькими словами или одним-двумя предложениями. Для активных слушателей не существует такой проблемы: как научиться красиво говорить. Отправители обычно говорят намного больше.
— Различные цели. Активные слушатели прилагают усилия, чтобы понять, что же на самом деле значит сообщение говорящего. Последние же концентрируют усилия на том, чтобы донести свои сообщения до собеседников.
В действительно продуктивных разговорах коммуниканты по очереди выступают то отправителями, то получателями, т.е. общение напоминает приливы и отливы. Когда люди являются активными слушателями, как Боб и Сью, они создают все предпосылки для того, чтобы высказывания были услышаны и достигли цели, а говорящие после разговора уходят, зная, что они сумели добиться того, чего хотели, и взаимное уважение не было утрачено в процессе общения. Умение слушать и говорить главная цель эффективного общения.
Copyright © 2013 Леонид Тюняев