Поступок как способ существования
Коммуникация поступка подразумевает выделение человеческой личностности из мира. Причем личность включает в себя не только узкую субъективность, например какую-нибудь партикулярную страсть, но и все свои знания и представления о мире. Все богатство мира, прошедшего через восприятие, мышление, сознание человека, составляет личностный мир. Его нельзя сводить к понятию биологического существа, имеющего определенный набор влечений. Личностный мир не ограничен физической, телесной организацией. В личность входят ее отношение к предметам, явлениям и событиям, связи с миром, живым и неживым, - опосредованно через общественную жизнь. Личностный мир - это мир освоенный. То, что за открытым личностным миром существует мир сам по себе, который включает в себя первый, показывает необходимость экзистенциальной и познавательной коммуникации этих двух миров - по старой философской терминологии микрокосмоса и макрокосмоса. Речь идет не только о том, что личностный мир составляет лишь часть мира большого, но главным образом о том, что эта часть стремится расширить свою сущность путем освоения этого большого мира. Недостаточность личностного мира и его антагонизма к объективному выражается в пристрастии, влечении, творческом беспокойстве. Деятельная связь этих миров - это творчество одного и другого, которые можно представить в виде шара как символа структурной и содержательной бесконечности объективного мира, а личностный - в виде "экранного" сечения этого шара. Такое сечение не статичное, а вращается на оси шара, открывая (или "вырывая") ее содержание и одновременно творя его. Структурная сеть "экрана" включает в себя и структуру мира, и природу человека. Двойная структура "экрана" является противоречием, которое приводит его в круговое вращение вокруг оси шара. Проходя через шар, "экран" все время меняется, открывая все новые и новые содержание мира. Противоречие, выражающее отношение личностного и всеобщего мира, - глобальное и выразительное. В нем состоят основные проблемы философии, а также психологии: отношение материи и сознания, бесконечного и конечного, абстрактного и конкретного, тела и души, сущности и явления, формы и необходимости, свободы и содержания и т.д.. Это противоречие в основе своего поступка.
Понятие поступок - способ движения "экрана", бесконечного поворота его плоскости, опосредование личности и материального мира. Нет отдельных трех сущностей, взаимодействующих внешним образом, механически между собой: личности, поступка и большого мира. Поступок - результат взаимного перехода личности и микрокосмоса, и этот переход проявляет себя как творческий акт. Вот почему поступок всеобщее, синтетическое творческое действие в отношении его специальных видов. Получая в освоенном свободу, личность сразу же обнаруживает свою несвободу, потому что за горизонтом постоянно остается неизвестная, тревожная и приманивающая к себе "страна". В поступке, в выборе из альтернатив личность формирует установку в отношении неосвоенного "внешнего" мира, словно отождествляется с ним. Ошибка философии, указывает на потусторонность "внешнего" мира, которая заключается в отрыве его от личностного плана бытия. В результате мир, как он существует сам по себе, оказывается пустой абстракцией, а личностный - мертвым, застывшим явлением. В действительности - это две стороны поступков.
Экзистенциалистские идеи "страха" в действительности являются феноменологическими моментами, в которых фиксируется противопоставление личности и материального мира. Понимание поступков акта как поиска и нахождения опоры в материально-предметном мире (строение пирамид, оживление неживой природы, прогрессирующие формы социальной коммуникации и т.д.) связывается с идеей страха на основе творческого отношения к миру. Как выражение противоречия между внутренним миром личности и материальным миром, поступок оказывает незавершенность, стремление к совершенствованию, преодоления несоответствия идеала и реальности в познавательной, эстетической и нравственной деятельности с целью нахождения опоры в материальном мире. В этом причина существования "белых пятен" в нашем познании, которые следует заполнить. Эти "пятна" не есть нечто вроде островков непознанного. Это противоречие того, что уже есть познанным, и того, что находится в акте познания.
Преодоление этого противоречия осуществляется единственным способом - в поступках, которые одновременно имеют познавательный, нравственный, эстетический смысл и с необходимостью включают практически-предметное преобразование мира.
Copyright © 2013 Бянкин Алексей