По эту сторону стола: готовимся получить работу. В этой статье вы узнаете, как инструменты активного слушания и ассертивной речи могут помочь вам, как себя вести на собеседовании, если на собеседовании вы выступаете в роли соискателя. Эффективное представление своей кандидатуры начинается с подготовки к интервью, которую мы и рассмотрим в следующих двух блоках.
Рассказываем и доказываем
Чтобы эффективно ответить на вопрос: “Что делает вас подходящим соискателем на предлагаемую должность?”, необходимо определить свои самые лучшие способности и достижения. Эго означает, что вы должны знать себя. Заполнив список качеств и доказательств, предложенный в табл., вы сможете подготовиться к изложению этих ключевых пунктов. В колонке “Качество” укажите свои самые главные способности и достижения. В колонке “Доказательство” приведите пример или опишите случай, когда вам пришлось применить то или иное из своих умений.
Когда вы приводите доказательства, то опишите подходящую ситуацию, предпринятые действия и, если это возможно, достигнутые результаты. Ниже дан пример умения, которое было описано в соответствии с данным методом качества — доказательства.
Качество. “Умение выявлять неисправности в компьютере”.
Доказательство. “Использовал свои способности ремонта компьютеров многих сотрудников из моей команды в компании X. Однажды мне удалось настроить и запустить все компьютеры еще до того, как подошел специалист”.
Список качеств и доказательств оказывается очень кстати, когда приходится иметь дело с вопросами, часто задаваемыми интервьюерами в ходе собеседования, некоторые из которых приведены ниже.
“Пожалуйста, расскажите о себе”. Ответьте тридцатисекундным рекламным роликом, представляющим собой описание не более трех-четырех основных пунктов. Сформулируйте высказывание одним предложением, в котором вы суммируете свои профессиональные качества и квалификации. В частности, остановитесь на опыте работы и специальных умениях и навыках, имеющих отношение к работе, на образовании и послужном списке.
“Почему вас заинтересовала эта должность?” “Потому что мне нужна работа” — не лучший из ответов, который можно дать на этот вопрос. Подчеркните, как эта возможность соответствует вашему карьерному росту и интересам в работе. Затем обратите внимание на некоторые из своих преимуществ и способностей и то, насколько они соответствуют требованиям, выдвигаемым к соискателям.
“Что вам нравилось больше всего и меньше всего в вашей предыдущей (настоящей) работе?” Прежде всего подчеркните преимущества и затем коротко остановитесь на недостатках. Что касается последних, упомяните один-два пункта, дав сжатые и конструктивные объяснения. Остановитесь на тех моментах, рассказ о которых звучал бы реалистично, а вы сами не показались бы резким, раздраженным или даже бездельником. Говоря о преимуществах, расскажите о своих достижениях в ходе приобретения предыдущего опыта. Используйте пару примеров, заготовленных в таблице.
“Какие у вас есть достоинства?” Приведите два-три примера из заполненной вами табл. 16.1. Выберите те положительные качества, которые имеют отношение к требованиям, выдвигаемым к соискателям, и расскажите истории, подтверждающие ваши достоинства.
Не пускаем тени из прошлого.
Тени из прошлого — это потенциальные источники проблем для вас в настоящем и будущем. Это те недостатки и слабые места, которые в большей или меньшей степени присущи каждому человеку и имеют отношение к его профессиональным качествам и опыту работы.
Подготовьтесь, определив для себя источники возможных проблем. Вот некоторые из них:
одна работа в течение продолжительного периода времени;
слишком много работ:
опыт в другой области;
период безработицы; увольнение;
отсутствие опыта работы в компании такого уровня;
неподходящее или недостаточное образование;
избыток опыта.
После того как вы составили список своих недостатков и слабых мест, которые может увидеть работодатель, попрактикуйтесь, как вы будете отвечать на соответствующие замечания. Ниже описан трехэтапный процесс как правильно говорить, которому нужно следовать, отвечая на щекотливые вопросы.
1. Сделайте короткую паузу и оцените, какие из факторов умений и навыков и факторов стремлений имеют самое близкое отношение к заданному вопросу.
2. При ответе сжато изложите факты.
3. Переключите внимание на свои плюсы, т.е. на что-то позитивное и имеющее отношение к данной позиции.
Не портим положительное Впечатление о себе
Несколько лет назад я проводил интервью с соискателями на новую руководящую должность в компании, на которую в то время работал. Из всех кандидатов, с которыми я уже провел интервью, одна выделялась особенно, т.к. обладала хорошей подготовкой и способностями, что нам и требовалось. В ходе ознакомления с ее опытом работы я спросил, какими причинами руководствовалась сотрудница, уходя из компании. Реакция соискательницы была неожиданной — она покраснела и отвечала на мои вопросы неопределенно и несвязно. Я еще дважды пытался затронуть эту тему и даже перефразировал свой вопрос, чтобы получить более четкий ответ. Кроме туманного “Вы же знаете, как бывает, иногда просто нужно идти вперед”, я не смог получить никакой информации. Предприняв третью попытку, я получил резкий и взволнованный ответ, о чем сделал у себя запись. Когда я спросил о ее рекомендациях, прежде всего я хотел получить ее характеристику именно с этого места работы, поскольку данный опыт был очень близок к тому, что она могла бы делать у нас. Нехотя она все же предоставила интересующую меня рекомендацию.
Что же я узнал? Оказалось, ее уволили по понятным причинам. Ее бывший работодатель отметил, что сотрудница хорошо справлялась с теми заданиями, где работала самостоятельно и без особого контроля со стороны руководства. Но они расходились во взглядах и поспорили, поскольку она не хотела следовать тем инструкциям, которые давал ее руководитель.
Несмотря на то что она была самым перспективным соискателем, мы не приняли ее на работу. Хотя причины, по которым ее уволили, свидетельствовали о том, что соискательница обладает необходимыми для предлагаемой должности качествами (тогда нам нужен был человек, который мог бы работать самостоятельно), мы отказали, так как она не была честной. Работодателям нужна искренность. Мы не обвиняли ее в том, что с ней произошло, но когда соискательница говорила об этом, то старалась скрыть произошедшее. Если бы она разобралась, как следует относиться к теням из своего прошлого и как важно говорить правду, наше решение было бы позитивным.
Следует подготовиться к ответу и на следующие два вопроса, которыми часто ставят в тупик соискателей интервьюеры.
“В чем ваши слабости?” Обычно этот вопрос задают после того, как спросили о достоинствах соискателя. Самым худшим ответом на него является заявление о том, что у вас вообще нет недостатков. Самый лучший подход в такой ситуации — кратко о них упомянуть, а затем переключиться на свои позитивные стороны.
“Какими причинами вы руководствовались, уходя с предыдущего места работы?” В ответе на этот вопрос дайте краткое объяснение фактов, но особо не вдавайтесь в подробности. Если на прежнем месте вы попадали в щекотливые ситуации, например вас уволили, следуйте известной формуле: вкратце изложите обстоятельства и скажите, что вас “уволили” (а не “выгнали”). Следите, чтобы в вашей речи не было злости, горечи и обиды, ни в коем случае не занимайте оборонительную позицию.
Даже если вас уволили не по собственному желанию, работодатели часто будут готовы дать вам второй шанс. Но помните: самое худшее, что вы можете сделать — это, говоря о случившемся, показаться обиженным, злым или обороняющимся.
Copyright © 2013 Виктор Смирнов