Постоянным спутником человека на протяжении всей его жизни является внутренний конфликт. С чем бы он ни был связан, его последствия одинаковы: психологический дискомфорт, беспричинная нервозность, расстройства психосоматического характера.

Эгоизм и общество

Первой и самой распространенной причиной возникновения внутреннего противоречия является необходимость усмирять 484эгоистические порывы в угоду взаимодействию с окружающими людьми.

Человек не может жить в изоляции, это просто невыгодно. Добывать в одиночку пищу или защищаться от непогоды достаточно сложно. Поэтому люди вынуждены создавать группы, в которых каждый занимается своим делом, а результаты работы делятся между всеми членами.

Разумеется, при таком образе жизни людям часто приходится поступаться собственными сиюминутными интересами. Только в этом случае «клан» будет воспринимать их адекватно. Таким образом, смиряя некоторые свои желания, люди получают гарантию того, что их насущные потребности будут удовлетворены по мере возможности. Подобное поведение метко называют альтруистическим эгоизмом.

Однако невозможность получить желаемое здесь и сейчас вызывает негативные эмоции, злость, рано или поздно приводящие к вспышкам гнева. Именно в этом и заключается в данной ситуации внутренний конфликт: вынужденный альтруизм заставляет человека давить эгоистические проявления натуры.

Единственный выход — искать новые пути достижения желаемого. Они должны сочетать удовлетворение и собственных, и общественных потребностей в равной мере. Одобрение со стороны окружающих необходимо, чтобы человек не превратился в изгоя.

Злые силы

Подчас может казаться, что все настроено против человека. Каждая попытка добиться желаемого наталкивается на непробиваемую стену обстоятельств. Со временем люди, попавшие в подобную ситуацию, начинают верить в то, что мир специально загоняет их в угол. Даже взгляды встречных прохожих кажутся им наполненными злобой, враждой и ненавистью.
Однако это субъективное мнение не может быть верным по определению. Каждый человек эгоистичен, ближний круг значимых для него людей крайне узок. Все остальные люди в его восприятии существуют ровно в той мере, в которой задевают его личные интересы. Если же таких пересечений нет, никаких эмоций, тем более желания специально подставить случайного человека, как правило, не возникает.

Таким образом, мир совершенно равнодушен к отдельной личности. Значит все, что человек в нем видит и замечает, продиктовано исключительно его субъективной оценкой происходящего. Разделение событий на «светлые» и «темные» также зависит от угла зрения и количества неверных стереотипов, навязанных ранее. Чем меньше такие убеждения соответствуют реальности, тем более черной кажется окружающая действительность.

Метод борьбы с такой ситуацией прост: нужно заменять стереотипы по мере выявления среди них ошибочных. А вот копить обиду на несоответствие поведения окружающих радужным ожиданиям — совершенно нерационально. Ведь недовольство чаще всего вымещается на самых близких людях, что не приносит ни малейшего облегчения. Такая позиция может привести лишь к излишнему истощению нервной системы и другим негативным последствиям.

Все люди разные

Никто не рискнет поспорить с тем, что нет в мире двух совершенно одинаковых людей. Те или иные черты, данные от природы или сформированные жизнью, отличают каждого человека от остальных.

От того, какие особенности имеет личность, зависит ее взгляд на мир, отношения с окружающими, убеждения и моральные устои. Другими словами, люди могут воспринимать одни и те же факты совершенно по-разному. У одних они будут вызывать резко отрицательное отношение, а у других — полное одобрение.

загруженноеТакже выглядит ситуация с собственными поступками человека. Он может считать страшным позором то, на что остальные не обратят ни малейшего внимания. Возможна и обратная ситуация: последний головорез будет иметь совершенно спокойную совесть просто потому, что не воспринимает свои злодеяния отрицательно.

Таким образом, чувство вины и внутренний конфликт возникают только тогда, когда человек считает неправильным, непозволительным то, что он сделал. В связи с этим личность, имеющая строгие моральные принципы, воспитанная в обстановке аскетизма, будет малейшую провинность, мелкую оплошность воспринимать грехом, хотя на самом деле она таковой вовсе не является.

Чтобы избавиться от беспочвенных угрызений совести, человеку нужно лишь признать, что он — такой же, как и все остальные, ничуть не лучше и не хуже. Такое отношение к себе позволит прощать себе маленькие слабости. Кроме того, это поможет спокойнее воспринимать критику. Да и различные ошибки превратятся из поводов для самоедства в жизненны уроки. Ведь именно таковыми они и являются.

Для счастья человеку нужен мир с самим собой. Достичь его можно, если избавиться от установок, провоцирующих неадекватное отношение к себе и окружающей действительности. Для этого требуется проанализировать свое поведение и реакцию, которую оно вызывает. Это поможет выявить ошибки и устранить их, сделав жизнь легче и приятней.