Много чего и хорошего и плохого можно сказать о современном образовательном процессе в нашей стране. Шутка ли, но до распада СССР наша страна входила в тройку лучших в данной области, skolaдавая учащимся максимально всестороннее и глубокое образование. Конечно, тут можно бесконечно спорить о том, как правильно учить детей, но в наше время существует два наиболее серьёзных образовательных направления, которые называют «общим» и «профильным».

Общее образование характерно для стран бывшего Советского Союза и интересно тем, что даёт учащимся целый ряд базовых знаний практически во всех отраслях науки, тем самым вырабатывая творческое мышление и умение владеть полученной информацией вне зависимости от жизненной ситуации. Минусом данного направления в образовании является то, что многие знания попросту не пригодятся человеку в будущем. Так, будущему юристу будет совершенно ни к чему знать алгебру, химию и тому подобные предметы, которые со временем просто атрофируются в его мозгу.

Профильное образование является прерогативой стран Запада, где ребёнка изначально обучают лишь по предметам в той области, к которой он имеет способности. Классы ещё с младшей школы делятся на гуманитарные и технические, а те, в свою очередь будут разбиваться по «уклонам» в литературу или филологию, математику или физику. Несомненно плюсом является то, что ребёнок, поступая в высшее учебное заведение будет на лету схватывать информацию, которую ему в базовом варианте преподали ещё в школе, но увы, сталкивая с проблемой не из своей области такой человек становится полным профаном.

Из прошлого в наши дни

Имеет смысл сказать, что сейчас Россия стремится переквалифицировать образовательный процесс опираясь на западные методики. В связи с этим многие учебники переписываются по европейским стандартам и становятся просто непонятны не только детям, привыкшим к совершенно иному образовательному процессу, но и их родителям, не понимающим смысла в таком «узком» обучении, не дающем право на самоопределения. Увы, такая ситуация складывается лишь в России, где учебники уже сменили профиль, а методика обучения досталась учителям ещё от старых, советских теоретиков. В результате мы получаем детей, которые мало того, что совершенно ничего не смыслят в том профиле, который им назначили родители или преподаватели, но и не получают практически никаких знаний из тех областей, которые их профиля не касаются. С одной стороны это верно, зачем будущему физику-ядерщику знать биологию? Но когда российские школьники восьмых-девятых классов читают пресловутую математическую задачу об оленях и волках, высчитывающих скорость своего передвижения или течения реки, это не вызывает у них ничего, кроме колик в животе от смеха.

Правда, и здесь есть свои плюсы, так как советская система обучения английскому языку была примитивна и не динамична, в то время как сейчас, книга по английскому языку для 8 класса последней редакции, обладает всем базисом необходимых знаний для лёгкого усвоения языка. Можно сказать, как это ни странно, что в современных школах только русский и английский язык остались наиболее проработанными и доступными ученикам предметами.

Прикладные предметы

Ещё один момент, который вызывает недоумение и у учащихся и у их родителей, это прикладные науки, такие как история, биология и так далее. Если говорить кратко, то ровняясь на западные стандарты и беря за основу их исторические особенности — история России перестаёт вызывать в учениках патриотические чувства. Приведём очень яркий пример: во всех современных книгах по истории говорится, что да, советские войска заняли Берлин во Второй Мировой войне, но выиграл эту войну не Русский народ, а Америка, с подачи которой и были подписаны все договоры и пакты в конце войны. Благодаря такому прагматичному подходу у молодого поколения стирается уважение к солдатам и ветеранам прошедшим всю войну и появляется отношение к ним как к жестоким убийцам. Нужно ли говорить, насколько фатальны такие перемены для нашего Отечества?

Аналогичную ситуацию можно заметить и в биологии, обществознании, правоведении и других прикладных науках. В советский период всё изучалось через увеличительное стекло одной или двух теорий, что формировало чёткое понимание происходящего. В современных же учебниках описывают до двух десятков теорий различных учёных, дополняя, что все теории, даже в корне неверные, имеют историческую ценность и, следовательно, имеют место быть. Это вызывает путаницу в голове ребёнка лишает его возможности понять предмет.

Ну и напоследок обратим внимание на виды проверки знаний учащихся в России по Западным стандартам. Это ЕГЭ и ГИА, которые были введены в школьную образовательную систему совсем недавно и никак не вписываются в сам образовательный процесс. Так, если сутью образования является изучение всех необходимых предметов и умение логически мыслить, делая свои выводы и умозаключения, то тест, как форма проверки знаний рассчитана лишь на один правильный ответ, отнимая свободу мышления и выстраивая шаблонные взгляды на предмет.