Дистанционное образование – новая и пока не всем привычная форма получения полноценного высшего образования. В Европе она распространена более 40 лет и пользуется очень большой популярностью, как среди выпускников школ, так и специалистов, желающих пополнить объем профессиональных знаний или получить другую специальность.

Первый в мире вуз с дистанционным методом обучения был открыт в Великобритании в 1969 dist_obrazovanieг. Уже само название этого университета, а именно Открытый Университет Великобритании, демонстрировало доступность новой схемы получения высшего образования, благодаря невысокой плате за обучение и свободному посещению аудиторных занятий.

Развитие дистанционного образования в России началось в мае 1997 года, когда начался новый эксперимент в сфере образования. Современная дистанционная форма обучения гарантирует полноценное высшее образование, достаточный объем знаний согласно традиционным вузовским программам. Также желающие могут выбрать определенные учебные планы и курсы, формируя «образование по заказу», которое можно получить и быстрее, и дешевле. Диплом об окончании вуза с дистанционной формой обучения получил юридическое подтверждение, позволяя вчерашним «дистанционникам» претендовать на рабочие места и руководящие должности наравне с выпускниками очной формы обучения. Да и сами работодатели стали гораздо лояльнее относиться к уровню знаний претендентов, закончивших дистанционную форму обучения.

Рассматривая вариант образования с помощью дистанционной технологии, следует учесть, что у данного вида обучения существуют как явные плюсы, так и очевидные минусы для обучающихся.

Дистанционное обучение – главные преимущества

Получение высшего образования дистанционно – особая форма обучения, имеющая ряд преимуществ перед очной, заочной или вечерней формой, а также экстернатом. Среди главных преимуществ как сами обучающиеся, так и специалисты-аналитики отмечают следующие:

• повышение качества обучения за счет применения современных средств, электронных библиотек и современной техники;

• снижение затрат на проведение занятий и стоимости обучения за счет отсутствия платы за аренду учебных помещений, стоимости проезда к месту учебы и т.п.;

• широкая доступность, независимость от географического положения, возраста и предшествующего уровня образования обучающегося;

• свобода выбора наиболее предпочтительного образовательного учреждения, возможность полного удовлетворения желаемых образовательных потребностей;

• индивидуальный темп усвоения новых знаний – скорость выполнения учебного плана устанавливается учащимися в соответствии с их личными потребностями и жизненными обстоятельствами;

• гибкость учебного плана, возможность самостоятельного выбора совокупности курсов обучения, а также самостоятельного планирования времени, места, частоты и продолжительности каждого занятия;

• высокая технологичность, достигаемая благодаря внедрению в образовательный процесс новейших достижений телекоммуникационных и информационных технологий;

• мобильность, своевременная и эффективная обратная связь между преподавателями и студентами дистанционной формы обучения;

• гарантия социального равноправия, возможность получения качественного образования независимо от состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности, социального положения и элитарности обучаемых.

Дистанционное обучение – неизбежные минусы

На фоне явных и очевидных плюсов дистанционной формы обучения не следует упускать из виду и некоторые минусы этой формы получения знаний и дипломов. Среди самых решающих недостатков нужно отметить следующие факторы:

• необходимость выработки особой мотивации к получению знаний, связанная с отсутствием регулярного контроля со стороны преподавательского состава вуза;

• отсутствие очного общения между обучающимся и преподавателем, невозможность индивидуального подхода к способностям и их развития;

• необходимость постоянного доступа к источникам информации и достаточной технической оснащенности: достаточно мощный компьютер, выход в Интернет, желательно принтер;

• отсутствие или недостаток практических занятий;

• недостаточная проработка некоторых обучающих программ и курсов вследствие недостаточного количества квалифицированных специалистов, имеющих опыт создания соответствующих учебных пособий;

• письменная основа обучения, полное отсутствие устной формы обучения. Невозможность демонстрировать знания в словесной форме для некоторых претендентов на получение образования может стать решающим фактором прерывания обучения.

Таким образом, дистанционное образование – очень удобная, перспективная и доступная форма вузовского обучения. Для получения первого высшего образования данная форма может быть предпочтительнее традиционных форм в ряде случаев – при наличии пространственных, временных или финансовых ограничений. Возрастает ценность данной формы в получении второго высшего образования. Особая сфера дистанционной формы – получение дополнительного объема знаний с целью саморазвития или повышения квалификации. В данном случае обучаемый получил основы профессии из очной формы обучения, а уровень самодисциплины и самомотивации поддерживается стремлением познания новых фактов и получения дополнительных знаний.