Схватываем на лету — внимательный подход
Внимательное слушание — это когда вы извлекаете из разговора больше пользы, чем когда слушаете пассивно или избирательно. Внимательный слушатель активнее участвует в беседе и не так критичен в своих вербальных и невербальных оценках. В разговоре он ведет себя примерно так:
— сразу устанавливает зрительный контакт с говорящим и не отвлекается;
-выражение лица и глаз свидетельствует о неподдельном интересе;
— кивает, поддерживая собеседника;
— не забывает о вербальном подтверждении слов говорящего, употребляя фразы “Понятно”, “Хорошо”, “Да” и т.д., поощряя говорящего;
— задает уместные наводящие вопросы, поддерживая разговор и стремясь полностью уяснить суть сообщения.
Сообщение адресанта состоит из двух компонентов: фактов и эмоций, т.е. отношение говорящего к передаваемой информации.
Факты + Эмоции = Смысл сообщения
Внимательно слушая, вы усваиваете факты, включенные в сообщение. Факты — это главная часть сообщения; эмоции передаются невербально и менее осязаемы. Когда вы выступаете в роли внимательного слушателя, то усваиваете главным образом факты.
Внимательный слушатель старается получить всю информацию, которой собеседник хочет поделиться, и если сообщение содержит только факты, то восприятие идет нормально. Но как только отправитель даст выход своим эмоциям, слушатель начинает пропускать его слова мимо ушей и не хочет прямо реагировать. В сущности, он говорит: “Я могу пересказать сказанное тобой, я слышу твои слова, но я не вполне понимаю, что ты имеешь в виду”. Именно в этом состоит недостаток внимательного слушания — слушатель хорошо воспринимает фактическую составляющую, но не в состоянии воспринять эмоциональную; таким образом, он получает сообщение не полностью.
Copyright © 2013 Бянкин Алексей