Совсем недавно со мной связался человек с интересным именем Новомир и предложил мне свою статью, в которой он делится своим личным опытом учета финансов. Я очень рад такому сотрудничеству. Статья об управлении своими деньгами станет первой статьей, которую написал приглашенный автор. Надеюсь, что данная практика будет только расширяться… Проявите активность.
Итак…
Учет личных финансов
Автор: Лобанов Новомир
Сегодня, привычно занося свои доходы и расходы обнаружил, что преодолел своеобразный предел, веху в 100.000 рублей своего личного дохода. Этого момента я ожидал достаточно сильно, как показывает счетчик — прошло 303 дня с момента начала учета своих личных финансов и сейчас хочется рассказать о своем пути в этом увлекательном деле.
Все началось с того, что где-то в сентябре прошлого года мне в руки попала одна замечательная книга Бодо Шефера «Путь к финансовой независимости». Мысли заложенные в ней легли на благодатную почву, к тому времени я как раз интересовался темой личностного развития и уже был знаком с идеями Роберта Кийосаки, Брайана Трейси, Вадима Зеланда, так что еще в процессе чтения данной книги принял для себя решение – «начать откладывать 10% от своих доходов», к тому же мне тогда только-только исполнилось 19 лет и это было отличное начало нового года в своей жизни.
Итак, в сентябре 2007 года была поставлена цель – достигнуть через семь лет финансовой независимости, а точнее, чтобы к тому времени уже финансы работали на меня, обеспечивая стабильным доходом, позволяющим не задумываться о материальной стороне вопроса и позволяя заниматься тем, что мне действительно нравится, а также,
по достижению накопленной суммы в размере 10 тысяч – будет открыт накопительный счет в банке под проценты, с возможностью пополнения.
Сказано – сделано. Не зря в книге была цитата «Не ошибается тот – кто ничего не делает». Вот так вот я встал на путь к свой финансовой независимости и учету своих финансов. Хотя последнего явно в книге не фигурировало, но в тот момент мне показалось, что это будет наиболее гармоничный ход в свете принятых мной решений. И, так как я был новичок в этом деле, то просто завел в Exel файл с красноречивым названием money.xls и сделал в нем две таблички – одну для доходов, вторую для расходов.
Сейчас заглянул – первый мой учтенный доход равнялся двум тысячам, это были подаренные мне в рамках дня рождения деньги, расходы же составляли на тот день – 280 руб. на парикмахерскую и 18 руб. на транспорт. Тогда же занес 200 руб. в графу «накопления», а сами деньги были убраны в старый кошелек, который затем отложил подальше на полку. И так вот, постепенно шаг за шагом, занося день за днем в соответствующие графы свои доходы и расходы росли колонки, и соответственно суммы.
Медленно, но верно увеличивалась цифра «накоплений» и это не могло не радовать, а также внушало уверенность в своих силах. Хотя порой было сложно удержаться и не вытянуть из того кошелька N-ную сумму, особенно когда заканчивалась наличность под конец месяца. Это была своеобразная тренировка воли и, признаюсь, поначалу не всегда ее проходил.
В дальнейшем, это просто научило более грамотно рассчитывать свои финансы и сейчас к концу месяца наличность всегда присутствует в той или иной мере и это здорово. Возвращаясь к теме учета финансов, могу сказать, что в определенный момент мне стало интересно, «а какие программы существуют по учету?».
Довольно быстро обнаружил несколько (одна из них – AceMoney), впрочем, в ходе опытов с ними понял, что многого функционала из представленного мне просто не требуется, а в повседневном использовании ничто не сравнится с простым файлом в Exel и написанными для него мной парочкой макросов. Один из которых анализировал колонку расходов с метками и выводил отдельно суммы по каждой категории, будь то «вещи», «мобильная связь»,«транспорт», «еда», «книги». Второй делал подобное, но со столбцом доходов, также выводя общие суммы по каждой категории доходов (зарплата, стипендия, подработка, подарки).
Еще чем удобен обычный Exel, так это тем, что очень просто отсортировать нужные данные по возрастанию/убыванию и построить диаграммы.
Согласитесь, это удобно, когда данные представлены наглядно.
Еще один неявный плюс учета своих финансов, это сам процесс в конце дня по занесению своих дневных доходов и расходов. Это отличная тренировка для памяти, а также возможность проанализировать свой день – что было интересного, что сделано, что не сделано в течение дня, параллельно выписывая главные вехи в свой дневник успеха.
Если сравнить меня тогда и сейчас, определенно разница в лучшую сторону. Человек, который четко знает чего хочет – быстрее движется по этой жизни. С тех пор, как вступил на этот путь были достигнуты многие цели, из тех на которые основную роль сыграл учет финансов – думаю, были разнообразные существенные покупки, будь-то коммуникатор, iPod на 80 Gb, внешний жесткий диск. Вот, буквально неделю назад поставил новую цель – ноутбук MSI Wind и не сомневаюсь, достаточно скоро он у меня появится. В остальном — у меня интересная работа, которая мне нравится.
Окружающие ценят и как специалиста, и как просто ответственного человека. Радуют и успехи в личной жизни ;)
Успехов вам в достижении ваших целей.
Все права защищены © 2008 Лобанов Новомир
Где-то год назад прочитала книжку «Самый богатый человек Вавилона»,там как раз говорится о 10%, которые нужно откладывать каждый месяц. И только не давно начала это делать, потребовалась огромная сила воли. Но зато как стало приятно осозновать что у тебя всегда есть деньги.
Балезин Дмитрий отвечает:
Именно так, первый этап инвестирования — это создание «фонда безопасности», когда вы знаете, что у вас всегда есть что-то за душой на случай непредвиденных ситуаций.
Спасибо за совет как ни странно только проработав несколько лет в крутой компании и не скопив абсолютно ничего тоже прищел к этому вывода — 10-15% нужно просто отложить и забыть, а лучше 20% если позволяют средства конечно.
Балезин Дмитрий отвечает:
Спасибо, что поделился своим личным опытом — ведь это самый сильный аргумент!
уважаемый Новомир, имя у Вас необычнное такое, я верно понял, что Вас сейчас 20 лет (303 дня от 19-ти) и Ваш месячных доход более 100’000 руб? чем Вы занимаетесь?
Шефера вчера ночью читал, полезная книжка, с притчами, но я Вам рекомендую еще российских авторов почитать.
to kostik
Увы.. Это цифра была за весь период, т.е. 100 тыс. — за 303 дня.
20 лет исполнится в начале сентября.
Новомир, я тоже веду учет своих доходов и расходов в Exel, но у меня без сортировки. Оказывается, чтобы ее селать нужно задать программу программирования. А Вы можете мне подсказать, как лучше это сделать?
Думаю, что учёт будет занимать время, а время как известно деньги. Как найти баланс?
Балезин Дмитрий отвечает:
Довольно просто, нужно, чтобы используемая вами методика не отнимала бы более 5-10 минут в день.
Я веду учет в эл. таблице Excel, и она прекрасно справляется с поставленной задачей.
Вести в Excel свои расходы и доходы довольно неудобно. Без дополнительного программирования, простой анализ этих данных в различных плоскостях представляет затруднения, не говоря уже о планировании и прогнозировании своего финансового будущего.
Попробуйте использовать одну из специализированных программ, тем более, что выбор таких программ очень большой.
Могу порекомендовать программу «Свои деньги».
Балезин Дмитрий отвечает:
Скажем так, конечно же в ваших словах есть правда. Однако, для человека, который вообще никогда не занимался личными финансами, для начала вполне хватит офисного продукта. Затем, конечно же, желательно перейти на что-то более полное.
Спасибо за рекомендацию конкретной программы.
Присодиняюсь к мнению Аркадия, вести учет в Excel, возможно, и просто, а вот делать анализ данных (а ведь ради этого затевается учет?) гораздо сложнее, чем в предназначенных для этого программах.
А если уж начинать с Excel, лучше найти специальные шаблоны, по которым люди действительно ведут свою бухгалтерию, чтобы не мучиться, создавая структуру данных, категории, листы, графики самому «с нуля».
Интересно…. я сам веду учет (пока в Exсel), а начал после того как прочитал все ту же книгу: » Самый богатый человек Вавилона» …)приобщил к этому подругу, теперь вечерами сидим и стучим клавишами, завели даже сундучок отдельный, куда 10% скидываем… И это не только помогает на пути финансовой независимости, но и просто интересно и захватывающе)
рад, что нашел интернет ресурс, где люди понимают и общаются на данную тему…, спасибо)
В плане анализа.. Я программист по духу, да и люблю цифры. Все нужные графики/тренды/закономерности вывел и реализовал) Считайте, что Excel + VBA — это глина, из которой умелые руки могут вылепить все что угодно.
Новомир, если в 19 лет вы сумели взять себя в руки в плане финансов, то вы просто молодец :) я взяла себя в руки таким же образом, и стала откладывать какие то деньги, только в 32… Могу согласиться с Кимом, что становится жаль прогаженных возможностей, когда наступают более тяжелые времена. Но зато теперь, откладывая по 10% минимум ежемесячного дохода, я вздохнула немного свободнее :) почти год пользуюсь системой Макса Крайнова 4конверта, не скажу что эта система без недостатков и совершенно проста, но есть обратная связь с быстрым реагированием, а сама система оригинально построена. Удачи всем на пути построения благосостояния :)
Могу сказать по своему опыту что тот момент когда я стал более тщательно учитывать свои личные финансы мне очень помог. Сам лично пользуюсь очень удобным онлайн-сервисом
У Бодо есть еще одна замечательная книга «Искусство управлять своим временем», советую всем!
WinBlack Pro — многовалютная финансовая программа учета и анализа финансовых операций для различных сфер бизнеса. С ее помощью можно вести как домашний бюджет, так и дела предприятия. Простая в обращении, но мощная по возможностям программа позволяет отслеживать движение наличных денег, операции с банковскими счетами и кредитными картами, состояние долгов и кредитов, планировать доходы и расходы, разбивать операции по статьям, проектам и контрагентам.
На мой взгляд, удобнее всего пользоваться онлайн сервисом учета личных финансов Дребеденьги (http://www.drebedengi.ru/?pd=87). Перепробовал много различных программ для компьютера и онлайн сервисов, но остановился на этом, не первый год пользуюсь.
у меня лично большой опыт использования табличных форм Екселя для ведения семейного бюджета.И могу сказать – это НЕ ТО. Все таки в таких программах есть куча функций недоступных екселю, или сложно там выполнимых. На данный момент пользуюсь Personal Finances (можете посмотреть ее здесь http://www.personalfinances.ru/). Вполне устраивает. И интрефейс поприятней чем в екселе, и планировать доходы-расходы можно, и учет долгов имеется.
Правда календарь там какой то для меня непонятный замысловатый способ ведения бюджета (с разнообразными примечаниями и т.д.). Посмотрите, не пожалеете.
Учитывать деньги необходимо всегда, и чем раньше Вы это начнете делать, тем лучше. Я начал свой путь изучения проблемы анализа финансов с сервиса от dominsoft, потом купил всю программу, также изучаю онлайн сервисы, среди которых мне понравился калькулятор авторедитования очень приятный дизайн и простота оформления меня купили)))
А как можно использовать тетрадку для ведения учета я себе не представляю.