Когда вы знакомились с описанием четырех способов высказываний (см. предыдущие статьи), то обратили внимание на то, что ассертивный тренинг является наиболее эффективным для достижения цели. Если вы похожи на многих участников моих семинаров, то, очевидно, не раз применяли все четыре подхода. И точно так же люди, с которыми вы встречаетесь на работе и вне ее, в своих действиях руководствуются всеми четырьмя подходами в зависимости от ситуации.
Говорить уверенно — самый сложный подход, но не с точки зрения возможных трудностей, а с точки зрения прилагаемых усилий. От коммуниканта требуется больше отдачи, чем при агрессивном, неубедительном и пассивно-агрессивном подходах. Так происходит из- за того, что адресант должен отдавать себе отчет в том, как он себя ведет, и быть внимательным к своему собеседнику.
Вы, наверное, уже знаете, что для того чтобы говорить убедительно, нужно эффективно слушать. Чем лучше вы понимаете, что имеет в виду ваш собеседник, — а этого можно достичь путем активного слушания, — тем лучше сможете спланировать свое сообщение, чтобы передать его другому (это имеет определяющее значение для ассертивной речи). В главе 3 вы найдете более подробную информацию об активном слушании.
Если вы хотите стать убедительным коммуникантом, применяйте следующие принципы.
— Сотрудничество. Разговор протекает более эффективно, если обе стороны принимают активное участие в нем и стараются понять друг друга.
— Гибкость. Все люди, с которыми приходится сотрудничать, не похожи друг на друга. Но если вы высказываете свои мысли прямо, уверенно, позитивно, внимательно слушаете других, то, скорее всего, сможете найти подход к любому человеку, приспособиться к особенностям его поведения, присмотревшись к нему. Например, с некоторыми людьми лучше сильно не распространяться. С другими нужно вести себя твердо и непоколебимо, если хотите, чтобы вас восприняли всерьез. А с третьими — будьте терпеливы, если рассчитываете чего-то добиться.
— Самоконтроль. В любом сотрудничестве человек, с которым сложнее всего работать, — это вы сами. Ассертивные коммуниканты держат под контролем свои эмоции. Агрессивные, неубедительные, пассивно-агрессивные собеседники позволяют эмоциям взять над собой верх.
Уважение, не зависящее от обстоятельств. Строя отношения со своими коллегами, ассертивные коммуниканты рассчитывают на их продолжительность. Люди, с которыми вы работаете сегодня, будут помнить вас и завтра. Проявляя уважение к человеку в любой ситуации, у вас будет больше единомышленников и соратников в будущем. (Возможно, вам не нравятся некоторые из ваших сотрудников, но никто не заставляет вас привозить их к себе домой или крестить с ними детей.) Если кто-то относится к нам не должным образом, не следует отвечать грубостью на грубость, иначе вы пойдете по пути вражды и канат, который вы держите наряду с другими, натянется до предела. Разрешая трудные проблемы, которые вам не по душе, не забывайте при этом об уважительном отношении к другому человеку.
Решение проблемы, а не поиск виноватых. Проблемы неизбежны в любой работе, и большинство из них затрагивают не только вас, но и других людей. Говоря ассертивно, вы ориентируетесь не на проблему, а на ее решение, т.е. вырабатываете возможные способы выхода из критической ситуации, а не тратите время на обвинения друг друга.
Copyright © 2013 Бянкин Алексей