В предыдущих статьях я останавливался на сущности презентации, т.е. на содержании того, о чем следует говорить. Этот раздел посвящен стилю, определяющему способ подачи информации. В официальных презентациях, как и в других формах общения, важнее не то, что вы говорите, а как вы это делаете. Подача информации — это и есть то, как проводится презентация.
Устная презентация включает и невербальное поведение. Это то, как вы передаете свое сообщение. В следующих разделах описываются особенности невербального поведения выступающего и предоставляются советы, как извлечь из них наибольшую пользу. Вы сможете увидеть, что на официальных презентациях также важны невербальные инструменты ассертивной речи.
Дайте мне на вас взглянуть: установление зрительного контакта
Одно, в чем вы можете быть полностью уверены, произнося речь, — что все слушатели наблюдают за вами. А как вы собираетесь поступить, в то время как все на вас смотрят?
На официальной презентации глаза служат невербальным механизмом, соединяющим выступающего со слушателями. В то время как они за вами наблюдают, вам также необходимо на них смотреть. Вот что нужно делать, чтобы достичь этой цели.
Смотрите слушателям прямо в лицо; не смотрите в окно и не разглядывайте окружающие предметы.
Взглядом обведите всех и каждого, не задерживаясь на одном человеке слишком долго, но никого и не пропуская.
Руки вверх: пользуемся Жестами
Жесты — это движения, производимые руками во время разговора. Все время держась руками за трибуну, вы будете выглядеть неподвижным оловянным солдатиком. Но если безостановочно ими размахивать, то слушателям покажется, что вы находитесь под действием каких-то неизвестных наркотиков. Но проблема большинства людей — это не слишком много, а слишком мало жестов. Они не понимают, как жестикуляция влияет на эффективность презентаций.
Жесты на официальной презентации призваны придать естественность речи и акцентировать внимание на ключевых моментах. Они позволяют говорящему выглядеть раскрепощенным и оживленным. Другими словами, если вы говорите и не забываете использовать руки, особенно во время презентации, то поступаете действительно правильно. Вот несколько подсказок, которые помогут извлечь наибольшую пользу из жестикуляции.
Жестикулируйте естественно и тогда, когда это на самом деле нужно.
Разнообразьте свои жесты, пусть они отражают и подчеркивают то, что вы говорите.
Посмотрите, как вы стоите: осанка и положение тела
Когда вы выступаете на официальной презентации, то, скорее всего, стоите, а не сидите. И что же происходит с вашим телом? Какая у вас осанка?
Если вы во время разговора сутулитесь, облокотившись на трибуну, или стоите, опершись руками о стол, то выглядите слишком раскованно, а это приводит к тому, что слушатели воспринимают вас с меньшей серьезностью. В то же время, стоя на одном и том же месте и даже не делая попыток как-то изменить свое положение, вы можете показаться слишком скованным и напряженным. Так что же тогда делать, спросите вы?
Осанкой и положением тела вы должны показать свою внимательность и уверенность, создать впечатление непринужденности и одновременно значимости. Вот несколько подсказок, которые помогут вам добиться этого.
Стойте прямо, используйте преимущества своего роста.
Стойте ровно, но не скованно, не бойтесь делать некоторые движения.
Если сидите, не расплывайтесь на стуле, а распрямитесь.
Я вас не слышу: как извлечь пользу из голоса
Ваш голос придает сообщению громкость, интонацию и тон. Он является одним из самых сильнодействующих инструментов, с помощью которого вы можете повлиять на эффективность презентации.
Готовясь к выступлению, вы ставите перед собой цель сделать свою речь позитивной и искренней. Ваш голос помогает вам непоколебимо и убедительно высказывать свои мысли и наладить общий язык между вами и аудиторией. Ниже приводятся несколько советов, которые помогут вам извлечь максимальную пользу из вашего голоса.
Говорите громко и отчетливо.
Задайте позитивный, уважительный и значительный тон.
Проявите энтузиазм и энергию.
Изменяйте интонацию и делайте ударение на главных моментах.
Вы куда? Остановитесь! Определяем нужный темп
Темп — это скорость речи. Если на официальной презентации вы говорите слишком быстро, то можете глотать слова и запутать аудиторию. Если же, напротив, будете слишком медлительны, то подвергнете аудиторию невыносимым испытаниям, потому что у них может не хватить терпения дождаться того момента, когда вы наконец-то скажете главное.
На официальной презентации вы должны поставить перед собой цель — излагать информацию в таком темпе, чтобы реципиенты хорошо воспринимали ваши слова и не чувствовали при этом никаких неудобств. Если ваш темп противоречит тому, к чему уже успели привыкнуть ваши слушатели, вы утратите их интерес. Вот несколько подсказок, которые помогут вам выбрать подходящий темп речи.
Говорите в среднем темпе, не спеша, но и не засыпая на ходу.
Время от времени изменяйте темп речи для достижения желаемого результата — подчеркивания особо важных моментов.
Делайте паузы, которые позволят перевести дух и разделить логические блоки информации.Паузы лучше любого другого средства помогают избежать чрезмерного употребления слов-паразитов и междометий, а также путаницы в мыслях.
Copyright © 2013 Бянкин Алексей