Положительные качества ребенка не всегда определяются природными данными личности. Чаще всего это результат воспитания и поведения родителей. То же самое можно сказать и об отрицательных чертах характера. Большая часть из них формируется в процессе взросления.

Принадлежащая Эрику Эриксону теория развития личности говорит о том, что все личностные качества формируются у человека в определенный период в детстве. Другими словами, при правильном, разумном воспитании можно добиться развития у малыша определенных склонностей. Игнорирование же подобных знаний способно привести к тому, что ребенок вырастет инфантильным, ленивым, агрессивным…

Итак, по мнению ученого этапы формирования личности распределяются следующим образом.

С рождения до года

Этот момент знаменуется формированием доверия к миру. Если родители внимательно относятся к желаниям крохи, удовлетворяют все его насущные потребности, малыш будет расти уверенным в том, что он нужен и дорог. mladenec-v-domeКомфортное существование, избавленное от неприятных ощущений и переживаний, поможет ребенку относиться к миру спокойно и радостно, без тревоги. Мама и папа, а значит, и все остальные окружающие люди, будут восприниматься им как помощники и советчики, достойные доверия и уважения.

Также в этот период происходит закладка фундамента в здание уверенности в себе и своих силах. Появление первых умений и навыков, любые успехи малыша должны сопровождаться одобрением и поощрением. Это поможет ему поверить в свою способность решить все задачи, которые будут возникать перед ним в течение жизни.

С 12 месяцев до 3-х лет

В этом возрасте появляется самостоятельность. Очень важно не помешать этому процессу, выполняя за малыша все необходимые действия. Если родители стремятся отнять у ребенка все дела, которые даются ему с трудом и плохо получаются, они подталкивают его к мысли о том, что он ничего не может.

Кризис трех лет, когда малыш особенно активно отстаивает свою автономность, должен принести ему гордость за собственные умения и способности. Если же он постоянно будет видеть превосходство родителей над собой, ребенок неизбежно испытает чувство стыда за свою неполноценность. Также крайне отрицательно на психике малыша может сказаться постоянное сравнение его данных со способностями других детей. Особенно ярко это будет выражено, если подобные «соревнования» всегда заканчиваются не в его пользу.

От 3 до 6 лет

6c79cc3d41d89160a753f0fae04f14e4Этот период теория развития личности называет фазой инициативы. Разумеется, не все начинания ребенка кажутся родителям разумными и оправданными. Послушный во всем малыш является более удобным объектом для воспитания, чем постоянно фонтанирующий различными идеями человечек. Однако именно в виде инициативы ребенок выражает собственные желания и пытается претворить их в жизнь. Очень важно относиться к подобным проявлениям чутко и внимательно.
Уважение желаний ребенка должно быть заметным даже в мелочах. Например, пусть малыш сам решает, что он хочет надеть, или сколько времени ему нужно на завершение рисунка. Это поможет сделать его ответственней, дисциплинированней и инициативней. В то же время подобная политика воспитания убережет малыша от пассивности и инфантилизма.

С 6 до 12 лет

Именно в этот момент приобретается трудолюбие, поэтому любые попытки ребенка помочь, даже самые неумелые, должны восприниматься очень положительно. Плохо сделанную работу нужно переделывать за малышом только тогда, когда он этого не видит. А за аккуратность его следует хвалить и поощрять, вызывая желание повторить свой поступок.
Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка, если у него что-то не получается, несмотря на все его старания. Это может надолго, если не навсегда, отбить у малыша желание помогать старшим, да и вообще выполнять любые обязанности. Лучше чуть-чуть скорректировать его действия, показав более продуктивный способ выполнения задания.

От 12 до 19 лет

В подростковом возрасте происходит идентификация собственного «Я» и поиск индивидуальности, а также своего места в 1367556856жизни и любимого занятия. Как правило, это сопровождается частой сменой интересов, перепадами настроения, чередующимися периодами восторга и разочарований.

Повлиять на ситуацию в этот момент можно, лишь давая советы и высказывая пожелания. Однако даже в случае непослушания родители должны относиться к выбору ребенка с уважением. Подобная политика поможет сохранить теплые отношения в семье и остаться для сына или дочери надежным другом.

Переход во взрослую жизнь не означает остановку на пути самосовершенствования. Теория развития личности подразумевает постоянный рост над собой, появление новых черт характера, необходимость время от времени делать выбор в пользу тех или иных направлений движения. Но все это будет уже неподвластно родительскому влиянию.