Реагируя на сообщение говорящего, вы пользуетесь невербальными средствами общения, выражающими заинтересованность. Ваше поведение поощряет собеседника к продолжению разговора. Однако вы должны не только воспринимать, но и обрабатывать получаемую информацию, а для этого нужно иметь сосредоточенность внимания.

Согласно самому простому определению, сосредоточенность внимания — это направленная на какой-то предмет умственная активность. Она появляется, когда для важно то, о чем говорит собеседник, или личность собеседника.

Помните, чем больше вы отвлекаетесь, тем хуже поймете смысл сообщения отправителя; вы попусту тратите время — и свое, и вашего собеседника. Кроме того, если вы слушаете пассивно или избирательно, то тем самым обижая говорящего.

Порой сосредоточиться трудно, но для целей эффективного общения необходимо. Длительная концентрация внимания утомительна не меньше, чем физическое напряжение. Но если вам удастся сконцентрироваться и вникнуть в суть сообщения, значит, вы правильно его поймете и сможете адекватно отреагировать, т.е. максимально эффективно решите проблему или вопрос. В результате вы почувствуете огромное удовлетворение — ведь ваши усилия не пропали даром!
Вот несколько советов, которые помогут вам сосредоточиться.

Устраните отвлекающие факторы. Отключите внутренний и мобильный телефоны, пейджер, радио. Подальше отложите бумаги, которые вы просматривали до появления собеседника. Уберите все, что может вас отвлечь. Не пытайтесь заняться чем- нибудь еще во время разговора. Чем больше внимания вы обращаете на собеседника, тем выше ваша концентрация.

Записывайте важные моменты. Если собеседник передает важную информацию, не стоит полагаться исключительно на память. Делайте краткие записи — это активизирует мозг и помогает лучше сосредоточиться на словах говорящего. Записи помогут вам убедиться в том, что вы правильно поняли адресанта, а его — в серьезности вашего к нему отношения. Помните, самая отменная память хуже самого маленького карандаша.

Не стремитесь записать каждое слово, фиксируйте только ключевые моменты. К тому же вам нужно поддерживать постоянный зрительный контакт, так что не увлекайтесь писаниной. Записывайте только самое важное; желательно при этом уточнять у собеседника, правильно ли вы его поняли.

Представляйте в воображении то, о чем говорит собеседник. Это особенно полезно при разговоре по телефону, потому что помогает лучше понимать сообщение, сконцентрироваться и поддерживать эффективный диалог.

Переспрашивайте, если теряете нить разговора.
Иногда по различным причинам вы перестаете понимать, о чем говорит ваш собеседник. Заметив, что вы что-то пропустили, разрешите себе вставить реплику, например: “Не могли бы вы повторить эту мысль” или “Простите, я что-то упустил”. Если вы будете делать вид, что все понимаете, то окажете медвежью услугу и себе, и собеседнику. Ваша цель — эффективное общение, поэтому скорее найдите упущенную нить.

Уточняйте. Если собеседник говорит о не понятных для вас вещах или просто не слишком понятно выражает свою мысль, смело задавайте вопросы, например: “Позвольте уточнить… вы считаете, что нам нужно заказывать меньше обедов?” Собеседник даст вам необходимые разъяснения или подтверждения, что позволит вам правильно понять его мысль.

Вам кажется, что если человек задает вопросы или переспрашивает, то он демонстрирует свое незнание? Какая чушь! Во-первых, задавая вопрос, вы помогаете собеседнику лучше разъяснить свою мысль, а во-вторых, если ни о чем не спрашивать, то так никогда ничего и не узнаешь.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей