Многим кажется, что активное слушание — это способность пересказать слова собеседника. Это не так. Некоторые слушатели не воспринимают силу эмоций, которые испытывает собеседник. Для того, чтобы снять напряжённость, недостаточно просто выслушать, нужно проявить сочувствие, понимание. К этому приводит лишь полное сосредоточение на словах вашего собеседника. Способность к приёму информации у человека в несколько раз выше, чем способность к её отдаче. Вследствие этого человек нередко думает совершенно о другом, когда к нему обращается собеседник. Беседа может принести желаемый результат только тогда, когда вы прислушиваетесь к своему собеседнику внимательно, не думая о посторонних факторах. Какие существуют приемы активного слушания?

Внимательно слушая, можно понять человека, но сделать это невербально куда сложнее. Невербальные сообщения могут выражать большое количество эмоций, разных, а подчас, и противоположных. Улыбка, поза, скрещенные руки — всё это в различных ситуациях интерпретируется по-разному. В одном случае улыбка может быть признаком расположения, благодушия, в другом, наоборот, отрешения, отчуждения. В таких случаях лучше напрямую спросить у собеседника, что означают его действия, как вы сами понимаете их, правильно ли вы поняли его действия. В социальной ситуации не бойтесь спрашивать, что означают невербальные сообщения собеседника.

На невербальные сообщения лучше отвечать аналогично, особенно в деловой ситуации. Это помогает при проведении деловых переговоров. Если человек напротив сидит со скрещенными руками, то это означает, что он закрыт для диалога, внимание к вашим словам у него сильно ослаблено, негативные мысли преобладают над позитивными. Ситуация сложная, но не критическая. Распознав невербальный сигнал, нужно ответить на него. Нужно что-нибудь протянуть собеседнику, ему придётся взять предмет, протянутый вами, руки его, естественно, уже не будут скрещенными.

В социальной ситуации на невербальные сигналы нужно реагировать словами, а в деловой лучше воспользоваться невербальной техникой.