Понятие поступок — это способ личностного существования в мире. Все, что существует в человеке и в очеловеченном мире, является поступков и его результатом. В этой узловой ячейке бытия существует активное творческое взаимодействие человека и мира. Поступок формирует и проявляет существенные силы личности, как и самого «большого мира». Как единственно возможный ключ, он открывает тайну мира в форме практического, технического, научного, художественного, социально-политического и т.д. освоения. Вот почему поступок обычно рассматривают как общий принцип философии , с помощью которого можно истолковывать человеческую природу, природу мира в практическом и познавательном смысле.

Коммуникация поступка подразумевает выделение человеческой личностности из мира. Причем личность включает в себя не только узкую субъективность, например какую-нибудь партикулярную страсть, но и все свои знания и представления о мире. Все богатство мира, прошедшего через восприятие, мышление, сознание человека, составляет личностный мир. Его нельзя сводить к понятию биологического существа, имеющего определенный набор влечений. Личностный мир не ограничен физической, телесной организацией. В личность входят ее отношение к предметам, явлениям и событиям, связи с миром, живым и неживым, — опосредованно через общественную жизнь. Личностный мир — это мир освоенный. То, что за открытым личностным миром существует мир сам по себе, который включает в себя первый, показывает необходимость экзистенциальной и познавательной коммуникации этих двух миров — по старой философской терминологии микрокосмоса и макрокосмоса. Речь идет не только о том, что личностный мир составляет лишь часть мира большого, но главным образом о том, что эта часть стремится расширить свою сущность путем освоения этого большого мира. Недостаточность личностного мира и его антагонизма к объективному выражается в пристрастии, влечении, творческом беспокойстве. Деятельная связь этих миров — это творчество одного и другого, которые можно представить в виде шара как символа структурной и содержательной бесконечности объективного мира, а личностный — в виде «экранного» сечения этого шара. Такое сечение не статичное, а вращается на оси шара, открывая (или «вырывая») ее содержание и одновременно творя его. Структурная сеть «экрана» включает в себя и структуру мира, и природу человека. Двойная структура «экрана» является противоречием, которое приводит его в круговое вращение вокруг оси шара. Проходя через шар, «экран» все время меняется, открывая все новые и новые содержание мира. Противоречие, выражающее отношение личностного и всеобщего мира, — глобальное и выразительное. В нем состоят основные проблемы философии, а также психологии: отношение материи и сознания, бесконечного и конечного, абстрактного и конкретного, тела и души, сущности и явления, формы и необходимости, свободы и содержания и т.д.. Это противоречие в основе своего поступка.

Понятие поступок — способ движения «экрана», бесконечного поворота его плоскости, опосредование личности и материального мира. Нет отдельных трех сущностей, взаимодействующих внешним образом, механически между собой: личности, поступка и большого мира. Поступок — результат взаимного перехода личности и микрокосмоса, и этот переход проявляет себя как творческий акт. Вот почему поступок всеобщее, синтетическое творческое действие в отношении его специальных видов. Получая в освоенном свободу, личность сразу же обнаруживает свою несвободу, потому что за горизонтом постоянно остается неизвестная, тревожная и приманивающая к себе «страна». В поступке, в выборе из альтернатив личность формирует установку в отношении неосвоенного «внешнего» мира, словно отождествляется с ним. Ошибка философии, указывает на потусторонность «внешнего» мира, которая заключается в отрыве его от личностного плана бытия. В результате мир, как он существует сам по себе, оказывается пустой абстракцией, а личностный — мертвым, застывшим явлением. В действительности — это две стороны поступков.

Экзистенциалистские идеи «страха» в действительности являются феноменологическими моментами, в которых фиксируется противопоставление личности и материального мира. Понимание поступков акта как поиска и нахождения опоры в материально-предметном мире (строение пирамид, оживление неживой природы, прогрессирующие формы социальной коммуникации и т.д.) связывается с идеей страха на основе творческого отношения к миру. Как выражение противоречия между внутренним миром личности и материальным миром, поступок оказывает незавершенность, стремление к совершенствованию, преодоления несоответствия идеала и реальности в познавательной, эстетической и нравственной деятельности с целью нахождения опоры в материальном мире. В этом причина существования «белых пятен» в нашем познании, которые следует заполнить. Эти «пятна» не есть нечто вроде островков непознанного. Это противоречие того, что уже есть познанным, и того, что находится в акте познания.

Преодоление этого противоречия осуществляется единственным способом — в поступках, которые одновременно имеют познавательный, нравственный, эстетический смысл и с необходимостью включают практически-предметное преобразование мира.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей