Понятие эмпатии и сочувствия в сравнении
— Избегаем действий, подрывающих эмпатию и эффективность общения
— Применяем на практике эмпатичное слушание

Приходилось ли вам когда-нибудь участвовать в разговоре, когда ваш собеседник как будто слушает и воспринимает сказанное, но при этом вы почему-то не можете избавиться от мысли, что ему, похоже, нет до вас никакого дела? Скорее всего, ваш опыт подобного общения достаточно богат как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.

Несмотря на то что люди знают, что нужно делать для активного слушания, у них ничего не выходит, поскольку все попытки эффективно слушать лишены искреннего желания добиться хороших результатов. В ситуациях общения они вроде бы и позволяют своим собеседникам передавать сообщения, не стремятся выступать в роли говорящих, но в то же время критикуют, делают замечания, дают непрошеные советы. В подобных случаях коммуникантам не хватает эмпатии. Эмпатия — это забота и поддержка слушающего, показывающие собеседнику, что его понимают и уважают. Если общение с собеседником включает понятие эмпатии, то слушатель во многом облегчает себе задачу.

Прошлые статьи были посвящены обзору вербальных средств, которые помогают воспринять, уловить, понять в полной мере сообщение адресанта, например, статья Как правильно говорить. В этой главе объединены обе составляющие общения — вербальные и невербальные действия — и к тому же они приправлены еще и порядочной дозой эмпатии, что делает картину полной.

Если вы хотите активно слушать и искренне реагировать на сообщение как вербально, так и невербально, то вам просто необходима эмпатия. Но помните: эмпатия и сочувствие — это разные вещи. В общем, понятие эмпатии предполагает достижение более полного понимания сообщения, что может быть сделано, когда слушающий ставит себя на место говорящего. В этой главе вы найдете информацию о том, что означает эмпатичное слушание и каких неэмпатичных способов слушания следует избегать, чтобы не возникали барьеры в общении.

Copyright © 2013 Виктор Смирнов