Пассивно-агрессивный — это подход, при котором собеседник может искусно и незаметно нанести обиду или попытаться управлять другими людьми. Обратите внимание, как говорят те, кто избрал пассивно-агрессивный подход.

— Я знаю, из этого ничего не выйдет.
— Ну если вы так хотите…
— Как вы могли так подумать?
— Когда ты в последний раз мне помогал?
— Его проблема в том, что…
— Ты, конечно, не виноват, но я думаю, это тебе просто не дано…

Решение проблем неубедительным способом

Некоторое время лидер команды Джим откладывал откровенный разговор с Грегом, одним из ее членов. Джима волновало, как Грег выполнял задания. Необходимость разговора возникла
из-за того, что действия Грега отрицательно сказывались на эффективности работы всей команды.
В конце концов у Джима хватило решительности, чтобы открыто поговорить с Грегом. Во время беседы Джим заметил, насколько важно, чтобы в команде были люди, которые бы поддерживали и помогали друг другу, а также доводили до конца все задания. Грег кивал головой и соглашался, что такие качества членов группы очень важны. После 15 минут разговора у Джима сложилось впечатление, что подчиненный понял суть проблемы, а Грег на самом деле недоумевал, к чему был весь этот странный диалог, и, естественно, даже и не подозревал, что в чем-то виноват.
Скрытые намеки такого высказывания более чем неприятны. Пассивно-агрессивный коммуникант часто ведет себя следующим образом.

— Вроде соглашается, но на самом деле против. Чаше всего собеседник, который настроен враждебно, но пытается это скрыть, ведет себя так, что на первый взгляд кажется, словно он со всем согласен, а в действительности его последующие действия свидетельствуют об обратном. Такой собеседник позже заявляет, что его неправильно поняли, или его поведение еще и еще раз ставит под сомнение подлинность ранее высказанных им положительных суждений.

— Обсуждает недостатки другого за его спиной. Такой коммуникант не обсуждает проблемы с тем человеком, кого они непосредственно затрагивают. Он жалуется на него другим исподтишка, за спиной. И в результате возникают недомолвки, сплетни, расколы.

— Отпускает колкие и саркастические замечания. Слышали поговорку: “Во всякой шутке есть доля шутки”? Именно так поступают пассивно-агрессивные коммуниканты. За их сарказмом часто скрываются оскорбления. Если они и не прибегают к сарказму, то унижают собеседников, говоря покровительственным и надменным тоном. Кроме того, пассивно-агрессивные участники общения могут выражать свое недовольство не только словами, но и невербальными действиями, закатывая глаза, насмешливо покачивая головой, недовольно вздыхая.

— Ведет счет и ставит условия. При скрыто враждебном подходе взаимодействие происходит при определенных ограничениях и оговорках. Если вы попросите такого собеседника поддержать вас, то, скорее всего, натолкнетесь на его нежелание. Некоторые хорошо помнят свои заслуги и мгновенно забывают свои ошибки, но не прощают оплошности другим. Иногда пассивно-агрессивный собеседник не стесняется перенять на себя роль жертвы и заявляет страдальческим тоном: “За все мое добро мне платят черной неблагодарностью!”

Такой собеседник, стремясь продемонстрировать свое отрицательное отношение, может отвечать вам молчанием, оставаться бездеятельным, когда требуется его помощь, свести на нет все ваши усилия, посылать грубые сообщения по e-mail и копировать других (в главе 13 вы найдете более подробную информацию об особенностях общения по электронной почте).

— Невербальное сообщение противоречит вербальному. Для пассивно-агрессивного поведения характерно то, что произнесенные вслух слова звучат вроде бы позитивно, в то время как язык тела, тон придают словам противоположное значение. Все нормально звучит так, как будто что-то на самом деле не так, а меня ничего не беспокоит следует понимать как меня что-то беспокоит. Хорошая идея звучит, словно на самом деле она плохая и т.д.

— Критикует после того, как дело уже сделано. Такому собеседнику не грех было бы вспомнить поговорку: “После драки кулаками не машут”. Но в данной ситуации происходит обратное. После того как событие имело место или действие было совершено, пассивно-агрессивный коммуникант вдруг начинает вставлять замечания о том, чего не надо было делать или что было сделано не так, даже тогда, когда вы спрашивали его мнение в процессе работы, а он при этом не нашелся, что ответить. Пассивно агрессивный коммуникант незамедлительно высказывает свои негативные суждения по поводу и без повода.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей