Вы уже поняли, как важно обращать внимание па вербальные и невербальные составляющие сообщения. Не забывайте формулу:

Факты/Содержание + Эмоции = Смысл сообщения

Эта формула напоминает, каким аспектам сообщения вы должны придавать значение. Содержание сообщения составляют факты, информация и мысли, которые ваш собеседник выражает словесно. Это и есть вербальная составляющая сообщения. Эмоциональная сторона, или невербальная составляющая сообщения, — это язык тела и интонация, сопровождающие слова.

Чаще, вместо того чтобы просто передать свои эмоции словами: “Я сегодня счастлив” или “Со вчерашнего дня мне плохо”, люди прибегают к средствам невербальной коммуникации. Оценка поведения человека это главная цель собеседника. Например, можно ли понять, что ваш собеседник зол на вас, если он напрямую не говорит этого? Разумеется по некоторым особенностям его поведения:

— его лицо краснеет;
— он переходит на резкий или грубый тон, повышает голос;
— отпускает саркастические замечания;
— стучит по столу кулаком;
— топает ногами;
— ставит руки на бедра или машет ими перед вашим лицом;
— бурно жестикулирует;
— упорно отмалчивается и отводит взгляд;
— стискивает зубы;
-громко хлопает дверью и уходит.

Конечно же, слова: “Я зол на тебя” намного понятнее. Но довольно часто люди проявляют свои эмоции через действия, не выражая их словами. Мы демонстрируем свои чувства по-разному: кто-то чрезвычайно экспрессивен, кто-то в любой ситуации владеет собой.

Чтобы понять, что имеет в виду адресант, надо разобраться, какие чувства скрываются за его словами. Другими словами, вы должны оценить психологическое состояние своего собеседника. Если сообщение излишне эмоционально, проверьте, правильно ли вы его поняли.

Например, представьте, что ваш коллега рассказывает, как он предлагал новый способ усовершенствования производственного процесса, а руководство ее отклонило, толком не объяснив причины. Вы видите, что эмоции захлестывают собеседника, составляя, таким образом, значительную часть смысла его сообщения. Оценив ситуацию, вы можете заметить: “Похоже, это было для тебя весьма неприятно”. Эффективным ваше общение будет только в том случае, если вы будете замечать и то, что лежит на поверхности, и то, что скрывается за словами собеседника (факты и эмоции). В следующих статьях более подробно рассматриваются способы восприятия и реагирования на чувства и эмоции, выраженные в сообщении. Восприятие и реагирование — важные инструменты активного слушателя. Ведь положительные и отрицательные эмоции играют одинаково важную роль в сообщении, и вы должны уметь улавливать смысл сообщения независимо от его эмоциональной окраски. Если у вас это не получается, значит, вы не сможете полностью понять собеседника.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей