Начальники — почти то же самое, что и члены семьи: вы их не выбираете, они вам достаются. Они обладают всем набором личностных качеств и навыков, как эффективных, так и неэффективных.
Независимо от того, какой у вас босс, вам все равно приходится с ним работать. Общение с руководством, целью такого сотрудничества с вышестоящими коллегами является создание таких отношений, при которых вы сможете взаимодействовать с руководителем без проблем и конфликтов, а он в свою очередь уверен и не имеет никаких претензий к качеству вашей работы. В следующих двух блоках вы сможете ознакомиться с коммуникативными советами, которые помогут вам справиться с проблемными ситуациями и вселить уверенность в своего босса.

У Вас проблема — что же дальше?

Мы сталкиваемся со всевозможными проблемами. Некоторые связаны с работой и персоналом и имеют место внутри вашей команды. Другие, наоборот, возникают вследствие деятельности других групп. Иногда проблемами являются те беспокоящие вопросы, которые имеют отношение к вашему шефу. Будет хорошо, если вы возьмете себе за правило как можно больше проблем решать самостоятельно, особенно эго касается сложностей внутри вашей команды. Но когда вам нужно обратиться с имеющимися проблемами к своему непосредственному начальнику, используйте следующие советы, чтобы сообщить о них.

Предложите собственные решения, когда говорите об имеющихся у вас проблемах

Приходя к боссу с какой-то проблемой, предложите возможное с вашей точки зрения решение. Предоставьте необходимые сведения для объяснения сущности проблемы вместо
того, чтобы давать выход отрицательным чувствам, а затем предложите свои рекомендации, как улучшить сложившуюся ситуацию. Руководители хотят услышать ваши идеи, хотят знать, что вы не только можете увидеть саму проблему, но и пути ее разрешения.

Если вам нужна поддержка, прямо попросите о ней

Иногда для того чтобы разрешить проблемную ситуацию, с которой вам пришлось столкнуться, необходимо заручиться поддержкой вашего начальника. Обдумайте, что вам действительно нужно, а затем попросите об этом прямо и решительно. Не намекайте в надежде, что руководитель догадается, чего вы хотите, и поведет себя должным образом. Если вам необходимо, чтобы босс кому-то позвонил, скажите ему об этом и дайте номер телефона. Если вы хотите, чтобы начальник одобрил расходы, также изложите то, что вам нужно, и скажите, о какой сумме идет речь. Начав с замечания: “Мне действительно необходимо, чтобы вы…”, вы сможете четко сформулировать свою просьбу.

Если вы не согласны с принятыми решениями, сначала спросите

Ваш начальник может принимать решения, не проконсультировавшись с вами, а лишь потом сообщить о них для того, чтобы вы со своей командой принимались за их осуществление. Если вы начнете выражать недовольство по поводу того или иного решения босса перед своей командой, то создадите дополнительные проблемы и подорвете авторитет вышестоящего руководства. Вместо этого организуйте конфиденциальную встречу и примените метод уточнения, задайте несколько похожих уточняющих вопросов.

Какими соображениями вы руководствуетесь, принимая такое решение?
Чего вы стремитесь достичь этим решением?
Понимая аргументацию, стоящую за решением, вам легче поддержать и объяснить его другим людям. С другой стороны, если убедительно предложить другие способы удовлетворения потребностей, возможно, вам удастся заставить своего начальника изменить свое решение, особенно в тех случаях, когда вы предлагаете свое участие и частично освобождаете его от работы и лишних забот.

Конструктивно обсудите с боссом беспокоящие вас проблемы, которые имеют к нему отношение

Здесь будьте избирательны, не стоит раздувать каждую проблему до непомерных размеров. Но если вы недовольны всем тем, что босс делает или, наоборот, не делает, вам действительно нужно встретиться с ним.

Обсуждая с начальником беспокоящие вас вопросы, вы должны предполагать лишь одно: ваш босс не собирается делать ничего плохого. Свои эмоции следует держать под контролем и сосредоточиться на разработке решения. Следуйте модели разрешения конфликта, описанной в статьях ранее в соответствии с которой вы излагаете свои наблюдения (а не интерпретации, касающиеся беспокоящих вас проблем), открыто слушаете и сообща пытаетесь найти решение.

У вас неунывающий и знающий босс

Кроме умений эффективно разрешать проблемные ситуации, вы хотите, чтобы ваш руководитель был в вас уверен. Этого можно добиться, показывая результаты выполнения своей работы. Ничто так не заставляет руководителя мешать вам, как отсутствие видимых результатов вашей деятельности.

Если вы успешно работаете и предпринимаете следующие коммуникативные действия, то сможете эффективно взаимодействовать с вышестоящим руководством.

Берите на себя некоторые обязательства

Начальники все время просят вас что-то сделать: от выполнения каких-то заданий до предоставления необходимой информации. На каждую просьбу отвечайте утвердительными “смогу” или “сделаю”, т.е. примените инструменты ассертивной речи, свидетельствующие о действиях и обязательствах .Такие ответы вселяют уверенность.

Доводите дело до конца, выполняйте взятые на себя обязательства, и ваш босс будет считать вас надежным руководителем, на которого всегда можно положиться.

Держите босса в курсе событий и сосредоточьтесь на основных моментах

Руководители хотят, чтобы их держали в курсе всех дел, находящихся в вашем ведении. Независимость в работе еще не означает, что вы действуете отдельно от своего босса. В частности, вам следует рассказывать об успехах и положительных результатах, которых удалось добиться, ведь начальникам нравится узнавать хорошие новости. Точно так же держите их в курсе сложностей и проблем, так как им не нужны неприятные сюрпризы. Ознакомьте руководство с основными моментами, если знаете, что вопрос может их заинтересовать. Независимо от того, информируете ли вы своего начальника в письменной форме или при личной встрече, исходите из его потребностей и стиля управления: если он стратег, рассказывайте только о результатах деятельности или, наоборот, расскажите и о процессе работы, причем в подробностях, если он «микро-менеджер».

Задавайте вопросы “пачками” и только о том, что действительно важно

Цените время своего босса. Не бегите к нему, как только у вас возник новый вопрос. Рационально используйте время друг друга, договоритесь периодически встречаться в течение получаса-часа и обсуждать заготовленные заранее вопросы. Поступая таким образом, вы направите ваши встречи в продуктивное русло и немного облегчите жизнь своему начальнику.

Кроме того, задавайте вопросы о том, что представляет важность для вашего руководителя: политика компании, направление работы отдела, приоритеты, виды на будущее, прошлый опыт преодоления сложных ситуаций. Не стремитесь задавать боссу вопросы, ответить на которые вам могут и другие сотрудники (подчиненные, коллеги, административные лица). Концентрируйте внимание на общих планах, и вы рационально используете время и внимание вашего начальника.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей