Маркетинг: функции, цели и стратегии

Определений маркетинга сегодня существует более тысячи. Почему? Дело в том, что каждый marketingпредставляет его по-своему, через собственный фокус восприятия. Однако несмотря на множество альтернативных мнений, суть маркетинга не меняется. Она заключается в том, чтобы наиболее полно удовлетворить потребительские потребности и, естественно, получить в результате этого максимально возможную прибыль.
Что такое маркетинг?

Классическое определение маркетинга принадлежит основателю его теории Филипу Котлеру. Согласно его формулировке, маркетинг представляет собой вид деятельности человека, которая направлена на удовлетворение его нужды и потребностей посредством обмена. И большинство исследователей и маркетологов в наше время определяют маркетинг именно так.

Само слово маркетинг произошло от английского слова market (рынок). Но в глобальном понимании – это философия управления организацией, согласно которой решение проблем потребителя и удовлетворение его потребностей выступает гарантией получения прибыли предприятием и приносит пользу всему обществу в целом.

Немного истории

Несмотря на то, что отношения обмена возникли на заре человеческой истории, становление маркетинга как научной дисциплины началось только в тридцатых годах прошлого века после западной «великой депрессии».

По этому поводу, разумеется, есть и другие мнения. Например, Питер Друккер считал, что маркетинг появился в Японии, еще в семнадцатом веке, когда господин Мицуи открыл в Токио магазин, ассортимент которого был ориентирован на покупателей.

На западе в середине девятнадцатого века о маркетинге серьезно заговорил Сайрус Маккормик, предположивший, что маркетинг должен стать ключевым направлением деятельности любого предприятия. Им были созданы такие научные направления, как исследование потребительского рынка, ценовая политика и сервисное обслуживание.

В США маркетинг начал развиваться как академическая наука. Его начали преподавать с университетской кафедры на заре минувшего века. Поэтому Америку принято считать родиной современного маркетинга.

Сегодня исследователи выделяют в истории маркетинга несколько эпохальных периодов:

• продаж;
• производства;
• маркетинга как такового;
• маркетинговых взаимоотношений.
Цели и функции маркетинга

Считается, что маркетинг как рыночный инструмент выполняет несколько функций, в частности:

• аналитическую;
• производственную;
• сбытовую;
• управленческую;
• коммуникативную;
• контролирующую.

Таким образом, маркетинговые функции представляют собой отдельные направления маркетинговой деятельности и определяют цели маркетинга. Специфическая направленность деятельность организации определяет целесообразность той или иной маркетинговой функции.

В идеальном варианте выполнение всех этих функций должно являться целями любого коммерческого предприятия. Но, к сожалению, так получается не всегда. Поэтому маркетинговые цели часто называют альтернативными.

Однако нет предела совершенству, поэтому всегда можно пройти курсы маркетинга, чтобы наработать недостающие навыки.

Популярные маркетинговые стратегии

Прежде чем выбрать маркетинговую стратегию организации, необходимо проанализировать ее внешнюю и внутреннюю среду, выявить ее слабые и сильные стороны, то есть провести SWOT-анализ.
Маркетинговая стратегия – это комплекс стратегических приоритетов предприятия, используемых для достижения ее рыночных целей. Поэтому выбирать стратегию необходимо очень продуманно, чтобы в будущем она не ограничивала управленческую деятельность фирмы.
Как классифицируются маркетинговые стратегии?

Известно несколько признаков, в соответствии с которыми группируются маркетинговые стратегии:

• в зависимости от состояния рынка и продукции;
• по отношению к конкурирующим предприятиям;
• в зависимости от положения фирмы на рынке.

Маркетинговые стратегии, которые классифицируются в зависимости от состояния рынка и продукции считаются наиболее обобщающими. Рынок принято делить на две составляющие:

• существующий – развитый в данной местности и привлекший достаточное число потребителей;
• новый – он пока не сложился или о нем еще ничего неизвестно.

Такую же классификацию можно применить и в отношении продукции или услуг. То есть, они могут быть существующими и известными или новыми, о которых не знают потребители.

Наиболее популярные маркетинговые стратегии

1. Проникновение на потребительский рынок. В этом случае изобретать велосипед не требуется, можно перенять уже имеющийся опыт работы в этом направлении у других компаний. Такую стратегию используют предприятия, расширяющие ореол своей деятельности.
2. Привлечение новых потребителей путем расширения территории внедрения продукции или привлечения новых потребительских групп.
3. Создание уникальной продукции, необходимой потребителю. Стратегия очень рискованная. Но в случае успеха такой маркетинговый ход приносит огромную прибыль.
4. Расширение деятельности компании. Производство принципиально нового товара и выход на новый рынок. Стратегия не менее рискованная, чем предыдущая, но менее прибыльная.

Еще выделяют оборонительные и наступательные стратегии по отношению к конкурирующим предприятиям.