Любой из нас каждый день сталкивается с огромным потоком информации. Такова участь жителя двадцать первого века (информационного века). Информационные технологии сделали человеческое общение более доступным, коммуникационные процессы ускорились, и обмен информацией происходит на качественном новом уровне. Современный человек в день получает в десятки раз больше информации, чем, например, средневековый житель. Исходя из потребностей своего времени, стоит задуматься о том, как мы эту информацию усваиваем, весь ли потенциал используем в повседневной жизни. Как запоминать большие объемы информации?

Подходя к вопросу изучения чего-либо или необходимости запомнить большое количество информации, обозначим возможные сферы применения. Возможно, предложенные методы будут интересны в первую очередь обучающимся, а также преподавателям, так как они непосредственно сталкиваются с процессом обучения и потребность в умении запоминать и усваивать для них очевидна. Но если понаблюдать за собственной повседневной жизнью, можно заметить немало информационных потоков и тут. Это могут быть ежедневные планирования (покупки, отпуск, ремонт, планы на день и т.д.), чтение книг, просмотр фильмов, ведение записей в дневниках, а также творчество.

Если так называемая «текучая» информация нам нужна небольшой отрезок времени и не несет особой смысловой нагрузки, то материал, получаемый в процессе обучения, значительно отличается большими объемами, ограниченностью времени на его усвоение и ориентировкой на последующее применение. Так как же сделать процесс обучения наиболее продуктивным и интересным? Необходимо усвоить ряд ключевых моментов.

1. Ассоциации

Любая информация, воспринимаемая «механически», забывается сразу же, как только наше внимание отвлекается от нее. Все потому что памяти просто не за что «зацепиться». Все наши знания – это многоуровневые и бесконечные цепочки связанных между собой образов. Поэтому, изучая что-либо, крайне важно установить ассоциативную связь между исследуемым предметом с уже имеющимся знанием. На первый взгляд это покажется немного затруднительным, но все не так сложно. Не обязательно отслеживать и проводить четкие связи. Достаточно просто играючи поразмышлять, где и когда вы это видели или где могли бы встретить? Как это явление проявляется? На что это похоже? Уже такие несложные мыслительные процессы вызовут немало новых ассоциаций.

2. Отношение

Наш мозг не хранит и не использует информацию, которая нам не интересна и не важна в практическом применении. Это вполне понятно. Жалобы от студентов и учеников на скучные и долгие лекции исходят регулярно. Да, возможно не всю теорию можно применить на практике и закрепить на личном опыте, но можно придать ей некоторую «живость», эмоциональную окраску. Для этого необходимо уяснить свое отношение к изучаемому предмету, опять же прибегнув к размышлениям: почему мне это нужно (не нужно)? Кому бы я мог это рассказать? Кому это было бы интересно? Согласен ли я с такой интерпретацией или стоит изложить это другим образом?

3. Структура

Даже в таком представленном ключе не получится запомнить всю предлагаемую нам информацию. Это, собственно, и не нужно, потому что даже большие объемы информации можно представить в той или иной степени лаконично и сжато. В статье «Как научиться красиво говорить» мы рассматривали работу со словарями как способом структурирования речи. Любой текст имеет структуру, причем на ключевые и опорные слова приходится примерно 4-10 %, остальное несет лишь второстепенную смысловую нагрузку и может излагаться свободно с опорой на основную идею.

Как запоминать большие объемы информации?Итак, есть несложные, но очень важные и действенные правила, которые помогут в обучении. Поначалу следование этим правилам потребует определенной самоорганизации, дисциплины, но любое регулярно повторяемое действие со временем перерастает в привычку. Освоив их, вы научитесь не только запоминать, но и размышлять, мыслить нестандартно.