Иногда во время обсуждения выходов из конфликтной ситуации вам нужно выразить какое-то мнение. Это происходит, как правило, вначале, на этапе исследования проблемы, но иногда — и во время диалога, когда обсуждается решение. Поэтому, чтобы не показаться заносчивым, используйте инструмент изложения мыслей. Как научиться излагать свои мысли?

Определение и цель инструмента изложения мыслей

В процессе изложения мыслей вы знакомите собеседника со своими взглядами на ситуацию двумя способами:

— рассказываете, как ситуация сказывается на вас;
— отвечаете собеседнику, высказывая конструктивные замечания.

В любом случае этот инструмент предоставляет собеседнику понятную информацию и подчеркивает важность обсуждаемой проблемы.

Используем инструмент изложения мыслей

Вы можете изложить мысли в нескольких предложениях. Не будьте многословны, собеседнику надоест вас слушать, сделайте ударение на том, что вы конструктивно высказываете взгляды, существование которых определяется рядом веских причин. Ниже приведены некоторые инструкции.

Признайте, что это ваша мысль. Говорите я, мне, мой, чтобы показать, что эта точка зрения действительно ваша собственная.

Рассмотрим вопрос как научиться красиво говорить более детально. Вот несколько приемов которые вам надо освоить:
Расскажите о своей мысли в позитивных выражениях. Говорите конструктивно, пытайтесь как можно более эффективно передать свое сообщение и избегайте таких слов, как не и но .
Объясните, как на вас сказывается проблема. Приведите факты в подтверждение своих взглядов. Как правило, эта форма изложения мыслей может быть очень кстати после того, как вы уже использовали инструмент описания, чтобы рассказать о своих наблюдениях, связанных с обсуждаемым вопросом. Например. “В соответствии с проблемой, которую я вам только что обрисовал, тот факт, что я не получил информацию в оговоренные сроки, привел к задержкам по проекту и, скорее всего, не позволит нам осуществить его к намеченной дате”.

Высказывая свое отношение, сосредоточьтесь на проблемах и действиях. Если есть необходимость, объясните основания вашей реакции в ответ на мысли собеседника. Ваши объяснения должны касаться наблюдений и фактов, избегайте толкований и анализа намерений, которыми, как вы предполагаете, руководствуются коммуниканты.

Например, скажите: “Я не могу понять ваше объяснение обстоятельств. Даты и события, о которых вы говорите, кажутся мне непоследовательными и неясными”. Не говорите: “Здесь от вас мало пользы. Вы не можете доступно объяснить происходящее”.
Если развивать сценарий, предложенный в предыдущем разделе (в нем участвуют два человека — руководитель проекта и делопроизводитель Виктор), вот как можно воспользоваться инструментом изложения мыслей.

“Я вижу, вы продолжаете работать с клиентом, хотя сделка уже заключена. Из-за того что вы так поступаете — не привлекаете меня и не представляете заказчика руководству проекта, — оказание услуг клиенту было задержано. Это никак не способствует тому, к чему мы с вами стремимся — чтобы клиенту были вовремя оказаны необходимые услуги”.

Copyright © 2013 Виктор Смирнов