В предыдущих статьях описывалось, как можно использовать язык, чтобы ваши идеи воспринимались как можно более позитивно. Мы говорили о таких качествах говорящего, как честность, прямота и конструктивность. В этой статье я напомню вам, каких особенностей языка следует избегать, поскольку при употреблении их достигается абсолютно противоположный эффект, а не тот, которым был в самом начале. Все же люди часто прибегают к этому языку и считают его безвредным, но его употребление смазывает все сообщение. Как избежать негатива?

Избегаем ненужных слов, уменьшающих эффективность сообщения

В этой статье вы найдете несколько категорий бесполезного негативного языка, который мешает тому, чтобы ваше сообщение было воспринято настолько хорошо, как вы рассчитывали. Обратите должное внимание на эти примеры для того, чтобы снизить до минимума вероятность ошибок или вообще избавиться от таких промахов при будущем общении и, таким образом, научиться говорить исключительно позитивным языком.

Некорректный язык

Некорректный язык содержит в себе слова и замечания, которые оскорбляют, обижают, унижают, раздражают, злят, т.е. вызывают негативные эмоциональные реакции у слушателя независимо от ваших первоначальных намерений.

Сквернословие и грубость

Не сомневаюсь, что здесь мои примеры не нужны. Вряд ли кого-то особенно удивит случайно вырвавшееся бранное слово. Но если вы постоянно сквернословите, у слушателей возникают большие сомнения по поводу ваших умственных способностей и образованности.

Слова-пульки

По определению слова-пульки не являются отрицательными, но зачастую вызывают негативные реакции со стороны слушателей. Ниже приведены некоторые распространенные примеры слов-пулек.

— Всегда, никогда и постоянно. Эти слова — абсолютизированные понятия. Когда вы их употребляете, для вас не существует никаких исключений, поэтому они редко позитивно воспринимаются реципиентом, но зато приносят много вреда.
-“Вы всегда допускаете эту ошибку”.
-“Вы никогда не помогаете, когда мне это на самом деле нужно”.
-Следует, должен, обязан и нужно. В контексте, проиллюстрированном следующими высказываниями, слова следует, должен, обязан и нужно употребляются для того, чтобы выразить приказ.
-“Вы должны это сделать прямо сейчас”.
-“Вы обязаны делать это только таким образом”.
Когда кто-то начинает раздавать команды на рабочем месте они вызывают реакции типа “Не приказывайте мне, что делать, я сам знаю!” (Не стоит прибегать к таким действиям не только на работе, но также и дома.)
— He и родственные не могу, не буду. Эти слова превращаются в слова-пульки, когда их слышат в ответ на просьбы или вопросы. В таких ситуациях у получателя складывается впечатление, что его собеседник не желает ему помочь, — это приводит к тому, что большинство людей после подобных слов теряют интерес к сообщению.
-Пытаться, стараться, наверное, возможно и может быть.

Как сказал один из участников моих семинаров, это слюнявые слова. Они выражают неуверенность, сомнения и обязательность.

-“Я попытаюсь выполнить задание на этой неделе”.
-“Возможно, я выполню задание на этой неделе”.
— Обещание. Старая поговорка гласит: “На то и обещания, чтобы их нарушать”. Когда вам приходится пообещать, что вы что-то сделаете, ваши слова свидетельствуют о сомнениях и неуверенности. Если бы вы просто сделали то, о чем сказали, вам не нужно было бы это обещать.
-“Я обещаю, что смогу вам точно ответить в конце недели”.

Фразы-пульки

Эти утверждения не добавляют никакого значения вашему сообщению, а иногда даже отвлекают собеседника и приводят к тому, что он перестает позитивно воспринимать ваши слова. Ниже приведены несколько фраз-пулек и те мысли, которые проносятся у меня в голове, когда я их слышу.
“Если говорить начистоту”. (Вы не были со мной честны все время вплоть до этого момента разговора?)
— “Поверьте мне”. (А вот и не поверю, с чего бы я делал это, в конце концов?)

Смешанные сообщения

Смешанные сообщения — это утверждения, которые содержат в себе противоречие. Обычно в середине таких предложений есть слова но, однако, несмотря на это. Говорящий в начале сообщения старается сказать что-то приятное, к примеру: “Джо, я знаю, вы в последнее время работали очень напряженно, но…”.

Обычно за словом но идет критика, которая и является сущностью сообщения. Слово но в середине мысли дает понять слушателю, что все то, что было сказано до этого, не в счет. Уж лучше быть прямым и искренним с самого начала.

Уточняющие утверждения, которые отрицают ваше сообщение

Это такие утверждения, которые вы употребляете в начале сообщения и, сами того не желая, вынуждаете своего собеседника отключиться от того, что намерены ему сказать. Вот некоторые примеры.

— Только не принимай это на свой счет…
-Мне не хочется тебе этого говорить…
— Не думаю, что ты поймешь это…

Как видите, подобные утверждения говорят вашему собеседнику, чтобы он вас не слушал. Они свидетельствуют о недостатке уверенности в вашем собственном сообщении или о боязни затрагивать сложный вопрос.

Если сказать вводную фразу для вас просто необходимо, лучше скажите: “У меня важное сообщение. Пожалуйста, выслушай”, а затем переходите к сути вопроса.

Отвечаем положительно

Просмотрите следующие примеры ответов на просьбы и запросы. После того как вы прочитаете ответы, которые не являются позитивными, подумайте, как бы вы сами их пересмотрели и превратили в позитивные, т.с. как можно было бы добавить нужную дозу честности, прямоты и конструктивности в вашу речь. Затем сравните ваши соображения с приведенными усовершенствованными ответами.

Ищем ответ на вопрос

Запрос: “Из какой партии этот товар?”
Первоначальный ответ: “Я не знаю, из какой партии этот товар. Я не работал над этим заказом”.
Пересмотренный ответ: “Позвольте мне проверить по книге заказов, чтобы самому точно знать. В конце дня я смогу вам дать ответ”.
Пересмотренный ответ не содержит слов-пулек (“не знаю”, “не работал”) в отличие от первоначального. В нем говорится, что можно предпринять вместо того, чтобы выражать свое бессилие и незнание.

Справляемся с требовательной просьбой

Запрос: “Мне необходимо внести некоторые изменения в свой заказ. Я хочу, чтобы все было готово через два дня”.

Первоначальный ответ: “Моя команда не сможет выполнить эту работу за два дня, тем более, что вы в последний момент сообщаете нам об этих изменениях. На это задание потребуется по меньшей мере три дня”.

Пересмотренный ответ: “Принимая во внимание ту работу, которую придется выполнить в соответствии с этими изменениями, моя команда сможет представить вам то, что вы хотите, через три дня”.

Первоначальный ответ звучит как жалоба. Такие замечания, как “не сможет выполнить эту работу” и “в последний момент сообщаете нам об этих изменениях”, несомненно вызовут раздражение со стороны заказчика. Пересмотренный ответ в прямой манере выражает обоснование и обязательство по выполнению просьбы, что, в сущности, является хорошим способом оправдать ожидания.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей