moralС раннего детства нас приучают к тому, что нужно поступать правильно, то есть так, как принято в обществе. Нужно есть ножом и вилкой, уступать в транспорте место старшим, быть приветливым со всеми… Все эти установки следует исполнять в независимости от наших желаний. В противном случае мы рискуем навлечь на себя гнев соплеменников, установивших такие моральные нормы поведения. Но каково же практическое значение всех этих правил?

Благовоспитанные люди должны…

Общество требует от своих членов неукоснительного соблюдения установленных норм морали и нравственности. При этом любые отклонения от заданного курса считаются неправильным поведением, а подчас и оскорблением всем окружающим.

Нарушитель обязательно карается укоризненными взглядами, нотациями и подвергается прочим экзекуциям вербального и невербального характера.

Однако если присмотреться ко всему происходящему, станет ясно, что мораль каждого из слоев общества в одной и той же стране, а тем более нормы поведения разных народов резко отличаются друг от друга. Почему так происходит? Ведь, казалось бы, правильное и неправильное, также как черное и белое, должно быть одинаковым для всех.

Именно эти расхождения и позволяют осознать, что понятие «правильности», «моральности» не абсолютно. Другими словами, добро и зло могут меняться местами в зависимости от угла зрения. В самом деле, искренние благие намерения подчас оборачиваются не помощью, а помехой на пути достижения цели. И наоборот, попытка отсрочить надвигающиеся неприятности лишь приближает их начало.

Придя к подобному выводу, мы понимаем, что моральные установки, работающие в том или ином обществе, служат лишь для управления его членами. Диктуя нормы поведения, социум добивается единообразия поступков, предсказуемости поведения своих подопечных. А заодно получает инструмент воздействия на них. Ведь многие предпочтут отказаться от своих замыслов, боясь общественного порицания и осуждения.

Не хочу! Не буду!

Итак, моральные нормы — инструмент управления. Зная об этом, можно каждый раз принимать решение, подчиняться им или нет. Разумеется, отказаться от их исполнения полностью не получится, так как превращение в изгоя не способствует достижению успеха и благополучия.
Однако и игнорировать все свои желания в угоду окружающим не стоит. Подавление эмоций и влечений может привести к появлению психических расстройств и психосоматических заболеваний. А такая перспектива не входит в планы сильной личности.

Поэтому успешный человек не станет загонять свои природные, естественные потребности вглубь и прятать их от самого себя. Он будет относиться к ним со снисхождением. Ведь он прекрасно понимает, что в них нет ничего действительно зазорного и неправильного. А общественное осуждение — лишь дань традиции, требование времени. Поэтому он постарается соответствовать ожиданиям окружающих ровно в той мере, чтобы избежать открытого противостояния.

Если же давление со стороны социума будет чрезмерным, человек, ищущий успех, постарается занять такую нишу, где его поведение будет восприниматься спокойно, без порицания. Для этого он не побоится изменить свою жизнь, найти новый круг общения, переехать, заняться другим делом. Он приложит все усилия, чтобы восстановить свой душевный комфорт и обрести покой. Ведь ничего более дорогого, чем он сам, для него не существует.

Мораль — дама ветреная. Ее принципы меняются с течением времени и не имеют ничего общего с понятиями добра и зла. Соответственно, следовать ей или нет — вопрос желания и выгоды. Строгое подчинение ее требованиям, связанное с ограничением личных пристрастий, может стать причиной проблем со здоровьем. А полный отказ от соблюдения норм грозит положением изгоя. Обе крайности мало подходят для того, кто желает добиться успеха и благосостояния, поэтому при появлении конфликтов ему нужно либо искать компромисс, либо менять привычное окружение. Оба выхода могут оказаться удачными, остается лишь решить, какой из них выгодней, и реализовать его.