Ваши глаза прибавляют достоверности устным сообщениям. Именно они придают значимости словам и влияют на то, насколько вам верят и доверяют. Поэтому откройте глаза пошире и в следующих разделах обратите внимание на то, как следует убедительно использовать зрительный контакт и избегать отказов и непонимания.

Зрительный контакт для убедительной коммуникации

Кто во время разговора устанавливает более прямой зрительный контакт с собеседником — адресант или реципиент? Чаще это делает слушающий, поскольку он прилагает больше усилий, стараясь воспринять информацию.

Глаза — зеркало души? Глаза способны выражать мысли человека. Время от времени адресант смотрит на собеседника, но часто его взгляд блуждает и переходит с предмета на предмет, когда он собирается с мыслями. Некоторые отправители также могут:

— поднимать глаза вверх;
— смотреть на пол;
— смотреть на предметы за вашим плечом;
— пытаться заглянуть в себя.

Зрительный контакт как инструмент ассертивного слушания во многом отличается от этих действий. Во время передачи своего сообщения вы устанавливаете постоянный, прямой зрительный контакт с другим человеком. Вы можете использовать этот инструмент следующим образом.

— Установите постоянный зрительный контакт. Во время общения с другими людьми вам следует на них смотреть. Постоянный зрительный контакт является ключом к успеху. Постоянный не означает непрерывный. Это не говорит о том, что вы не можете немного отвлечься, перевести взгляд на другие предметы. Если глаза будут выражать искренность, вы привлечете внимание и к себе, и к своему сообщению. Это искусное средство оказывает огромное позитивное влияние на процесс взаимодействия.

— Поддерживайте зрительный контакт. Нет строгих правил и формул, как долго нужно продолжать смотреть на собеседника. Главное: не “сверлить” его взглядом, но и не
прятать глаза, — лучше всего определяйтесь по обстановке. Помните, что продолжительность взгляда определяется вашим стремлением уделить должное внимание каждому из участников общения.

-Смотрите туда, куда нужно. Смотрите прямо в лицо собеседнику, в область возле глаз. Если вы будете смотреть выше или ниже его лица, то привлечете меньше внимания и можете вызвать чувство неудобства с его стороны.

Как не нужно смотреть

Во время разговора с другими людьми избегайте взглядов, которые могут сделать ваше сообщение менее убедительным, расстроить или даже напугать собеседника. Перечисленное ниже поведение может помешать продуктивному общению.

-Пристальное рассматривание или свирепые взгляды. В общении они неуместны (ну разве что только если вы не ведете допрос).
Взгляды в сторону и вокруг. Смотрите на собеседника, а не рассматривайте обстановку в комнате или одежду собеседников.

-“Метание” косых взглядов. Может создать впечатление, что вы пытаетесь чего-то избежать, или чего-то опасаетесь.

— Слитком частое моргание. Сильно отвлекает собеседника и создает впечатление, что вы нервничаете.

— Сосредоточение внимания на одном человеке, забывая об остальных. В этом случае человеку, на котором остановится ваш взгляд, будет неуютно, а все остальные почувствуют себя проигнорированными.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей