Материалистическое и идеалистическое понимание мира Уже во времена Сократа существовало два взгляда на окружающую природу, человека и его душевную деятельность. Одни древнегреческие мыслители, ярким представителем которых был Демокрит, утверждали, что весь мир как и человек состоит из частичек атомов. Согласно их взглядам, ощущение и мышление являются результатом воздействия на организм человека мельчайших «атомов», отрывающихся от поверхности предметов. Эти «атомы», образуя предметные копии, записываются в мозг человека, что и создает знание об окружающем мире, порождает душевную деятельность. Другие мыслители разделяли взгляды Платона, который считал, что все на Земле — тени идей, населяющих потусторонний мир. Душа человека включает часть этих идей. Несмотря на фантастичность взглядов и Демокрита, и Платона, в них заложен глубокий философский смысл, который в дальнейшем стал основой двух диаметрально противоположных точек зрения на психическую деятельность человека.

Борьба между ними не прекращается и в настоящее время. Можно сказать, что Демокрит был основоположником материалистической точки зрения на душевную деятельность человека. Согласно материалистическому взгляду психика есть результат деятельности человеческого мозга, отражающего события внешнего и внутреннего мира, оценивающего эти события и реагирующего на них определенными действиями. В противоположность этому Платон и его последователи стояли на идеалистической точке зрения. Они утверждали, что поведением человека руководит нематериальная душа, не связанная с телом, не зависящая от деятельности мозга. Душа, по их мнению, порождается сверхъестественными силами, находящимися вне организма человека и мира, точнее имеет божественную природу. Зародившиеся в древней Греции материалистические и идеалистические взгляды на психическую деятельность сохранились вплоть до нашего времени, хотя и в сильно измененном виде. Материалистический взгляд Демокрита способствовал развитию науки, овладевавшей объективными методами исследования самого сложного произведения природы — человеческого мозга.

В то же время сторонники идеализма, выступая со своими идеями, вынуждены были лишь прикрываться достижениями науки, а по существу защищать догмы религии, доказывая, что психика, или душа, независима от тела, что она не является свойством мозга, а имеет божественное происхождение, а потому не может быть опознана наукой. На заре науки о мозге: Гален обнаружил, что головной и спинной мозг связан со всеми органами нервами. Так, он заметил, что перерезание нерва, связывающего мозг и мышцу, ведет к полному параличу мышцы (она теряет подвижность) и что органы чувств перестают воспринимать предметы, если перерезать отходящие от них нервы. Рассуждения Галена о нервах-трубочках и о психической пневме были ошибочными, но, несмотря на это, они долго держались в науке. Лишь в начале 19-го века. ученые стали проявлять интерес к веществу самого мозга. В средние века все, кто считал, что психическая деятельность — продукт материальных процессов, подвергались жесточайшим гонениям. Однако начиная с 16-го века. стали появляться книги, в которых старались материалистически объяснить психические явления.

Первым, кто отчетливо попытался представить механизм взаимоотношения организма и среды, осуществляемый через нервную систему. Но Декарт но мог понять, почему эти движения целесообразны, почему организм отстраняется от источника вредящих воздействий и тянется к нужным предметам. Это незнание заставило Декарта уступить идеализму, признать наличие в организме бессмертной душ» которая обусловливает сложное поведение человека. Декарту удалось показать что многие действия человека совершаются рефлекторно, являются ответом на воздействия окружающей среды. Со временем в физиологии и психологии начали применять научные методы исследования работы мозга. Проделанные опыты отмели неправильные представления Декарта о механизме нервного проведения, но укрепили его взгляд на рефлекторную при-роду психики. Победа давалась нелегко. Большинство физиологов 18-го и даже 16-го века. Мало интересовались высшими мозговыми функциями, считая их предметом исследования философов и психологов. Философы же и психологи, как правило, продолжали идеалистическую линию Платона, ловко используя пробелы в науке для «доказательства» непознаваемости души и ее независимости от тела. С конца 18-го века. начали проводить физиологические эксперименты на мозге животных. Так, чешский физиолог, анатом и врач И.

Прохаска (1749—1820) опытами на животных подтвердил положение Декарта о том, что центральная нервная система, в том числе и головной мозг, работает по принципу рефлекса. Последнюю точку зрения ошибочно отстаивал австрийский ученый Ф. И. Галль. Галль полагал, что способности человека зависят от того, насколько интенсивно развиваются эти центры. Более того, он допускал, что неравномерное развитие центров должно повлечь за собой и изменения в строении черепа. Отсюда казалось возможным по форме черепа судить о способностях человека. Так возникла одна из реакционнейших лженаук — френология, которую пытались использовать гитлеровские фашисты для доказательства превосходства арийской расы. Статистические исследования не подтвердили ошибочные взгляды Галля. Против Галля выступал и его современник французский Физиолог Флуранс. Он удалял различные части мозга у птиц и млекопитающих и следил за поведением оперированных животных. Он перешивал крест-накрест нервы, поднимающие и опускающие крылья у птиц, и наблюдал, что после выздоровления петух с перешитыми нервами мог нормально летать. У млекопитающих с удаленными частями мозга происходили слияния компенсации (восстановление) выпавших функций. Из этого следовал вывод, что сложные физиологические функции, не говоря о психических, зависят от целостной деятельности мозга. Вместе с тем Флуранс обнаружил в продолговатом мозге дыхательный центр, разрушение которого приводило к гибели животного.

Дальнейшие клинические и экспериментальные наблюдения показали, что целостная деятельность мозга обеспечивается работой его отдельных частей. Разрушение отдельных частей мозга у животных и непосредственное раздражение его слабым электрическим током свидетельствовали о наличии в коре больших полушарий нервных центров, в которых возникают ощущения, получаемые от органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Были найдены и моторные центры, раздражение которых приводило к движениям мышц тела. Но наряду с этим были выявлены обширные нервные поля, объединяющие эти элементарные функции, связывающие их воедино, благодаря чему мозг работает как единое целое. В 19-го века. наряду с физиологическими опытами разрабатывалась и методика психологических наблюдений и экспериментов. При этом нередко крупными психологами становились физиологи, математики, физики, овладевшие естественнонаучными методами исследования. Эти исследования положили начало периоду накопления фактического материала.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей