В процессе трансформации общества обычно происходят радикальные изменения в экономической жизни, а это, естественно, не может не сказываться на сознании граждан. Способность более или менее точно оценивать экономическую ситуацию, адекватно действовать в новом экономическом пространстве зависит от особенностей экономического сознания личности, основы которой формируются с детства. Личный опыт поведения ребенка с деньгами, включение в элементарные экономические отношения оказывают определяющее влияние на будущее экономическое поведение человека.

Процесс становления экономического сознания связан с условиями разного уровня, но не наибольшее значение имеет родительское воспитание, которое затем, в течение всей жизни будет корректироваться влиянием различных агентов экономической социализации. К сожалению, меньше внимания уделяется исследованию ценностных, поведенческих и других воздействий семьи на формирование экономического сознания личности. А это очень важная проблема. Ведь экономическое сознание молодежи, сформировавшееся под влиянием традиционных родительских сценариев, характерных для советской экономической действительности, не всегда адекватно современной экономической ситуации, а значит молодое поколение часто становится беспомощным в условиях социально-экономического настоящего, поскольку финансовый успех и экономическая независимость личности оговариваются, прежде всего, психологической готовностью быть материально обеспеченным, самостоятельно принимать конкретные адаптивные финансовые решения и нести личную ответственность за них.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема анализа и выяснения психологической сущности влияния родительских сценариев на экономическое сознание. В частности — в плане дальнейшего формирования психологической готовности быть финансово независимым, адаптированным к современным социально-экономическим реалиям.

Формирование экономического сознания на начальных стадиях экономической социализации зависит от детских впечатлений и опыта жизни в родительской семье. В нашем обществе родители мало внимания обращают на формирование позитивного экономического сознания победителя, умение творчески преобразовывать экономическую действительность в зависимости от конкретной ситуации. Чаще экономическое воспитание, как и любое другое, осуществляется путем указаний и наставлений, которые носят большей частью характер запретов и не направляются на формирование умения творчески преобразовывать экономический мир. Считается, что опыт родителей (хотя он часто бывает неадаптивным) и тип реагирования на различные факторы социально-экономического современности является, бесспорно, правильным и многому учит. Но в нынешних условиях мало кто из родителей может дать ребенку исчерпывающую информацию об экономической жизни, подкрепленную непротиворечивым положительным примером экономического поведения. Чаще, через определенную двойственность, непоследовательность и запутанность, родительские установки и образцы поведения содержат не только прямой смысл, но и множество скрытых коннотаций, что приводит искаженному восприятию действительности, вызывает эмоциональные расстройства и неадекватное экономическое поведение. Вступая в современные экономические отношения, а этот процесс начинается довольно рано (уже в дошкольном возрасте), ребенок использует весь спектр экономических знаний, которые в процессе коммуникации, носят часто невербальной характер. Поэтому выбор типа реагирования и частично экономического поведения уже предварительно оговорен. Ребенок, как и все остальные члены семьи, воспринимает информацию, учитывая особенности общения. Но понятным является невербальный текст, который воспринимается безошибочно, а не словесная информация, в которой ребенок еще недостаточно хорошо улавливает смысл слов и, тем более, подтекста. Здесь следует иметь в виду, что невербальная информация часто противоречит словесной, что взрослые хуже осознают невербальное поведение и хуже его контролируют.

Информационное поле ребенка в ранний период очень чувствительно. На основе плохо осознанного и мало контролируемого родителями материала ребенок вырабатывает правила жизни, цели и ценности экономического характера, которые формируют экономическое сознание и определяют приоритеты экономического поведения. Поэтому нечего удивляться, что часто результат озадачивает как родителей, так и других субъектов экономического взаимодействия. Родители часто используют экономические факторы (в частности — материальное вознаграждение или наказание), воспитывая детей. Они выражают свои чувства в отношении детей, поощряют их хорошие или дурные привычки, выражая, таким образом, их успехи и неудачи, а затем и формируя экономическое сознание. Поэтому, говоря о влиянии родительских сценариев на экономическое сознание ребенка, нужно иметь в виду, прежде всего, тип реагирования на те или иные стимулы социально-экономического пространства, которые передаются родителями и усваивается детьми как опыт, как образец поведения, который реализуется в экономических сценариях.

Все требования и установки, которые ребенок получает от родителей, назовем предписаниям. Ребенок получает их, участвуя в семейных коммуникациях. Так, важная для экономического сознания установка на успех (признание) часто не формулируется, не произносится вслух, но, рассказывая гостям о своих делах, родители преимущественно сосредоточиваются на успехах (удачные покупки, высокая зарплата, выгодное экономическое предложение, дополнительные доходы, лучше, в сравнению с другими, экономическое положение). Неудачи пытаются скрывать; в семье не хотят чувствовать неудачникам, за ошибки любят упрекать. Ребенок быстро начинает понимать, что неудачником быть плохо. А дальше, в зависимости от жизненных ценностей семьи, ее экономических положений и уровня жизни, он составляет представление, что такое успех, и с учетом этого хочет самоутвердиться. Существуют родительские предписания, на основе которых формируется экономическое сознание, сценарии экономического поведения. Как правило, они носят конструктивный или деструктивный характер, реже имеют нейтральное окраску.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей