Когда коммуникант избирает ассертивный подход, он занимает наиболее конструктивную позицию по отношению к создавшимся критическим ситуациям и принимает эффективное разрешение конфликтов. Большую часть ассертивного разрешения конфликтов составляют осуществление намеченного плана и выбор самого правильного направления действий по преодолению проблемы.Сейчас или позже? Когда заниматься проблемой

Ниже приведены три варианта и описание случаев, когда они наиболее уместны в конфликтных ситуациях.

Заняться проблемой сейчас. Иногда, как говорится в пословице, “нет лучшего времени сделать что-то, чем настоящий момент”. Вы как раз занимаетесь интересующей вас проблемой, и если обратиться с ней к вашему собеседнику, то ее можно эффективнее разрешить и не позволить ей разрастись до угрожающих размеров. Вы держите свои эмоции под контролем, готовы высказать свое мнение и отдаете себе отчет в том, что сосредоточены на разрешении конфликта. Вы знаете, что в настоящий момент находитесь в благоприятной обстановке или при необходимости создадите таковую и сможете поговорить с вашим собеседником тет-а-тет.

Заняться проблемой в ближайшем будущем. Вы знаете, что у вас есть проблема, которую необходимо обсудить с другим человеком, по понимаете, что сейчас не лучшее для этого время. Возможно, вас, вашего собеседника или вас обоих обуревают слишком сильные эмоции. Часто попытки уладить конфликт в пылу страстей, когда ситуация накалена до предела, не дают никакого результата, а лишь усугубляют проблему. Возможно, вы сами к этому не готовы. Может быть, у вас нет продуманного плана, как высказать свою озабоченность. А может, вы находитесь среди многих других людей, и у вас абсолютно нет никакой возможности уединиться и обсудить волнующие вас вопросы без свидетелей. Бывают случаи, что настоящий момент просто не подходит для разрешения конфликта.

Если вы не можете разобраться с ситуацией в данный момент, назначьте точное время встречи со своим собеседником, но не откладывайте обсуждение дела в долгий ящик, чтобы вопрос оставался еще актуальным на момент следующей встречи. Если проблема на самом деле слишком важна, чтобы оставить ее без решения, стремление отложить ее на некоторое время может также быть кстати, так как у вас появится возможность подготовиться и встретиться в недалеком будущем, чтобы разрешить ситуацию. Но если вы все время будете тянуть с обсуждением дела, которое, как вы знаете, требует разрешения (оттягивание в худшем варианте), вы не спасете ситуацию, а лишь еще больше ее усложните.

Оставить проблему без решения. Эта третья возможность выбора приемлема лишь в тех случаях, когда проблема, которую вы в данный момент обсуждаете, действительно не важна. Вы чувствуете, что без ущерба можете оставить все как есть, и у вас не будет никаких оснований волноваться по этому поводу в будущем. Ассертивность не предполагает необходимость говорить обо всем, что вас беспокоит. Наоборот, убедительный коммуникант избирателен в проблемах, которые он поднимает. Некоторые вопросы действительно незначительны, и с ними легко можно мириться и забыть об их существовании. Однако решение действовать все равно является в сущности ассертивным. Если вы проявляете терпимость к мелким невзгодам, то вас обычно начинают воспринимать более серьезно, когда видят, что вам приходится иметь дело с более сложными ситуациями. Здесь и проявляется правдивость старого утверждения: “Не делайте из мухи слона”.

Чтобы решить, следует ли рассматривать проблему сейчас, вы должны оценить собственную готовность (находитесь ли вы под воздействием сильных эмоций или рассуждаете логически), необходимость подготовиться (например, собрать нужную информацию или разработать план действий), подготовленность и эмоциональное состояние другого человека, последствия, которые будет иметь проблема или конфликт (чем сильнее негативное влияние, тем важнее заняться их разрешением раньше, а не позже).

Становимся ассертивными

Вы можете разработать для себя основу, Или базис, позволяющий эффективно применять ассертивные подходы к будущим конфликтным ситуациям. Эту основу вы используете для развития деловых отношений, которые устанавливаете с подчиненными, коллегами, руководителями, клиентами и поставщиками, — одним словом, со всеми, с кем вы часто или, наоборот, редко сотрудничаете.

Данный подход состоит в том, чтобы быть всегда уважительным. Быть всегда уважительным означает применить к деловым отношениям подход, основывающийся на следующих двух принципах взаимодействия с другими людьми.

Я должен предпринимать такие действия, которые пойдут на пользу мне, будут учитывать твои интересы и хорошо скажутся на взаимоотношениях в целом и на работе, которую нам предстоит сделать. При этом не имеет значения, поддерживаешь ли ты меня.

Эффективное разрешение конфликтов — подход должен быть конструктивным во всех взаимодействиях, я должен сосредоточиться на правильном выполнении работы независимо от того, насколько хорошо я к тебе отношусь.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей