Человека всю жизнь учат, что эгоизм — это плохо и стыдно. Если следовать общественному мнению, то заботиться в первую очередь стоит о благе ближнего и человечества в целом, а потом уже о собственных потребностях. Именно такие мысли усиленно навязывались многими философами на протяжении столетий.

Однако ни одну подобную концепцию человеческая психика принять не смогла. Объясняется это тем, что эгоизм, в отличие от альтруизма, заложен в людей природой и является частью инстинкта самосохранения. Соответственно, IshgJwEN9ps_1348770560подавляя желание получить что-то для себя, человек вмешивается в природную программу. Изменить ее крайне сложно, поэтому изгнанный эгоизм обязательно возвращается, принимая другие формы и прячась под разными именами.

Мораль как прикрытие

Чтобы как-то объединить общественные идеалы и естественную потребность думать о своем благе, человечеству пришлось изобрести мораль. С ее помощью удовлетворение собственных желаний можно было прикрыть некой необходимостью, принуждением. Фантазии, с которой придумывались такие отговорки, позавидовали бы лучшие писатели мира.
Причем подобные «оправдания» применялись не только для объяснения поступков окружающим. Они также избавляли людей от мук совести, скованной понятиями «приличия». Прикрывание истинных мотивов поведения общественной пользой или непреодолимыми обстоятельствами позволяло безболезненно получать любые выгоды, оставаясь в ладу с самим собой.

Навязанные программы

Однако человеческая психика не всегда оказывается способна принять выдуманное объяснение. Если альтруизм успешно внедрялся в систему ценностей с раннего детства, он будет давать о себе знать до конца жизни. Установка, навязанная в процессе воспитания, и глубоко въевшаяся в подсознание, становится серьезным конкурентом естественному эгоизму. Возникновение противоречий происходит на эмоциональном уровне, вызывая диссонанс между разумом и сердцем или телом. В этом случае серьезный внутренний конфликт может перерасти в психическое расстройство или даже заболевание физического характера.

Чтобы подобного не происходило, нужно принять за аксиому мысль о том, что эгоизм в виде любви к себе и заботе о собственном теле и душевном равновесии не является злом. Он необходим для выживания каждого человека и вида в целом. То есть обеспечивая себе комфортные условия жизни, каждый человек вносит лепту в благосостояние всего images (1)общества. Закрепить подобную установку в сложившейся в детстве системе ценностей достаточно сложно. Однако вывод собственных интересов на первое место в иерархии личных ценностей способен принести значительную пользу.
Такая работа должна проводиться систематично, а оценивать ее результаты можно по эмоциональному состоянию. После любого действия, совершенного в угоду собственному желанию и вопреки общественному мнению, должно появляться чувство удовлетворения, а не угрызения совести. Подобное поведение носит название разумного эгоизма. Однако нельзя переходить грань, за которой начинается чужое пространство. Другими словами, потакание своим прихотям не должно ущемлять интересы окружающих людей.

Человеческая психика поддается программированию. Вопрос заключается лишь в том, какие установки, полезные или деструктивные, в нее вносятся. Чтобы правильно оценить значение того или иного убеждения, нужно прислушаться к собственным эмоциям. Организм использует их как сигнальную систему, извещающую о состоянии дел. Нормой является состояние счастья и покоя, а любой дискомфорт следует воспринимать как необходимость что-то изменить.