Как вполне справедливо считал один известный летчик, общение – это самая большая роскошь на земле. Некоторые даже считают, что это вообще одна из главных целей в жизни. Так радикально obchenieвопрос, пожалуй, ставить не следует, но про человека можно со значительной долей уверенности сказать, что он – животное социальное.

Социальное животное

Несоциальных животных, по правде говоря, в природе немного, если такие вообще есть. Социальны даже амебы, но человеку разумному умение социализироваться позволило достичь тех цивилизационных вершин, гордиться которыми на современном уровне развития цивилизации он считает достойным.

Человек делает попытки общения даже до момента появления на свет, а когда обнаруживает, что его окружает великое множество иных существ, начинает, как губка, впитывать все доступные методы и приемы. При этом роль родителей чрезвычайно велика, и важно всячески способствовать тому, чтобы малыш гармонично вписался в общество и в социальном смысле стал его достойным членом. Впрочем, неумелое воспитание – скорее даже, чем практически полное его отсутствие – способно серьезно навредить росткам навыков общения, развитием которых управляет мощный инстинкт.

Но с некоторого момента, у кого-то раньше, у кого-то позже, роль родительского очага в формировании личности в значительной степени отодвигается на второй план, и человеку приходится решать свои проблемы самостоятельно. А корень большинства проблем – в общении, в дружеском, бытовом, деловом.

Учитесь властвовать собой

Части людей, которых условно называют экстравертами, общение необходимо как воздух, и налаживание контактов с другими у них происходит легко и естественно. Но эта же самая открытость, направленность вовне, порою играет с ними и злую шутку. Не всегда, не при всех обстоятельствах, не в любом коллективе приемлемо сокращение дистанции, попытка поставить себя в информационный и эмоциональный центр происходящего. И здесь важно умение личности осознавать производимый ею эффект, умение себя контролировать и перенаправлять.

Другие, интроверты, наоборот – более сосредоточены на себе, на своих мыслях и ощущениях. В некоторых случаях дело доходит до проявлений, сходных с симптомами аутизма, – причем в зрелом уже возрасте, когда о врожденных проблемах речь едва ли идет. Казалось бы, это плохо соотносится с социальным взаимодействием, но считать так было бы ошибкой. Без интровертов общество так же не могло бы существовать, как не было бы электрического тока без зарядов противоположного знака. Однако полный уход от реальности, с деградацией социальных навыков, может оказаться в прямом смысле губительным для человека – не только как личности, но даже физически.

Поэтому в условиях существующей социальной иерархии, борьбы за власть, психологических сдержек и противовесов и прочих обстоятельств важно четко понимать свою роль и свои возможности и уметь этой ролью и этими возможностями управлять, развивая их с учетом некоторых базовых принципов. Таковых можно выделить, например, тринадцать.

Тринадцать принципов, тринадцать составных частей

1. Во-первых, самодостаточность и самостоятельность. Это не только внутреннее ощущение, но и сознательные или несознательные проявления эмоциональной и энергетической независимости и целостности, способности не завязываться на окружающих. Есть очень хорошее, хотя и немного устаревшее, слово «самость».

2. Во-вторых, конфликтность. Не в обывательском смысле скандальности, а в смысле стратегии и тактики поведения в конфликтных ситуациях, из которых, строго говоря, и состоит процесс общения. Как и посредством каких чаще всего встречающихся приемов человек склонен вести себя при столкновении интересов? В чем состоят общие условия и претензии? Некоторое понимание ответов на эти вопросы можно получить, если скачать презентацию по психологии общения.

3. Далее – комфортность, то есть ощущение уюта и устроенности, безопасности и спокойствия, доступности необходимого и т.п. – все, что мы обычно вкладываем в это понятие. Способен ли человек выносить психологически дискомфортные условия, как долго, за счет чего и какой ценой? Что является наиболее частой причиной дискомфорта?

4. Способность выражать чувства и эмоции у разных людей разная, и необходимость в такого рода проявлениях в разных обстоятельствах тоже разная. Насколько человек осознает это свое свойство? Насколько выраженность или невыраженность его ему мешает или помогает? Просматриваются ли какие-либо варианты для улучшения контроля за эмоциональными проявлениями или, напротив, их стимуляции?

5. Самоуважение, забота о себе, любовь к себе. За нередко не естественными, а заученными правилами о том, что необходимо кого-то уважать, о ком-то заботиться и даже кого-то любить нередко забывают о необходимости делать все это в отношении себя самого. Причем во всех проявлениях, включая такие, например, как в отношении тела или кошелька.

6. Любопытство не только погубило кошку, оно сделало ее кошкой. В немалой мере это относится к интеллектуальной и эмоциональной сфере человека. Важно также проявлять и даже культивировать интерес к партнерам, собеседникам и коллегам, стараться отыскивать в них положительные на ваш взгляд черты.

7. Не всегда идут на пользу открытость и искренность, поэтому важно отдавать себе отчет, когда и в какой мере их нужно проявлять. А проявлять их нужно стараться по максимуму, но в рамках дозволенного, в пределах собственного комфорта и того расстояния, которое приемлемо для противоположной стороны.

8. Умение принимать других такими, какие они есть, без попыток что-то в них изменить, в чем-то переубедить. Это сложная и многогранная задача, при решении которой надо также следить за тем, чтобы в процессе перцепции вольно или невольно не стать субъектом влияния. Что подразумевает достаточный уровень самоконтроля и личностной целостности.

9. Комплементарность, то есть способность взаимного дополнения (а не умение делать комплименты, хотя это тоже) позволяет повысить продуктивность общения во всех обстоятельствах. Здесь, как в пазлах, важно подстроить свои выпуклости и выемки под выемки и выпуклости партнера.

10. Бывает, однако, что какие бы ни прилагались усилия для налаживания контакта, сделать это в приемлемой мере не удается. Возможно, речь идет о проблеме сочетаемости, даже на физиологическом уровне, которая может оказаться в принципе непреодолимой.

11. Личное пространство человека должно быть неприкосновенно, внутри должен быть угол, где царит полная тишина. В этой тишине можно обрести свой эмоциональный, духовный, душевный стержень, чему во многом способствуют медитативные практики. Преподаваемые непременно опытным и авторитетным учителем. Просто книжки не всегда здесь помогут, а недогуру могут серьезно навредить.

12. С понятием личного пространства тесно связана дистанция, которая для каждого своя и с которой непременно следует считаться. Важно также и то, какова динамика при изменении этой дистанции, чтобы не нарушались суверенные душевные границы собеседника. Это своего рода правила игры, одни из важнейших правил общения.

13. Последним, но одним из первых по значимости, базовых принципов общения является умение посредством него реализовывать имеющиеся цели и решать поставленные задачи, которые возникают перед личностью в силу присущих ей способностей, сложившейся ситуации и достигнутого человеком положения в социуме.

Задача вселенского масштаба

Эти тринадцать принципов должны быть прежде всего осознаны и примерены на себя, а далее их полезно накладывать на других, чтобы в должной мере учитывать характер и возможную реакцию окружающих. Нужно понимать, когда и к чему эти принципы применимы, чтобы в каждой конкретной ситуации выбирать правильный психологический инструмент.

Только в случае должным образом выстроенного общения, при котором учитываются интересы и особенности наибольшего числа сторон, можно добиться внутреннего комфорта, создать условия для саморазвития, а также успешно решать возникающие конфликты и достигать намеченного.

Речь идет не только о личностном или ситуационном прогрессе, а о прогрессе вселенского масштаба, ведь в результате познания человека себя, взаимодействии его с окружающими – природа в целом, ярким проявлением которой является человек, осуществляет самопознание.