Последний из четырех подходов к высказыванию своих мыслей заключается в убедительности. Ассертивный (убедительная) подход предполагает позитивный, уверенный стиль, поощряющий собеседников к ответным эффективным действиям. Такая речь требует много усилий и умений, так как в отличие от трех других подходов заставляет человека вначале думать, а лишь потом говорить. Вот такие сообщения может произнести ассертивный коммуникант.

— Да, это была моя ошибка.
-Насколько я могу понять вашу точку зрения…
— Позвольте объяснить, почему я не могу согласиться с этим.
— Давайте определим сущность проблемы и рассмотрим несколько возможных путей се разрешения.
-Пожалуйста, выслушайте меня и помогите решить мою проблему.

Для человека, который говорит в ассертивной манере, характерны следующие особенности поведения.

Берет на себя ответственность. Ассертивный подход предполагает, что каждый человек отвечает за свои действия, здесь нет и не может быть места никаким оправданиям, отговоркам и обвинениям в сторону других. Говорящий воспринимает случившееся как данность и обдумывает свои дальнейшие шаги.

Проявляет инициативу. Ассертивный коммуникант не играет в игры. Если нужно что-то сделать, берет дело в свои руки и начинает действовать. Он не ждет, пока другие скажут, что и когда нужно делать. Для ассертивного подхода важно именно действие.
Активно слушает. Убедительность позволяет разговору идти в двух направлениях. Ассертивные коммуниканты охотно выслушивают своего собеседника и стараются понять его точку зрения.

Говорит ясно, четко, прямо. Если есть необходимость определить проблему или сформулировать идею, ассертивный коммуникант высказывает свою точку зрения. Он не изъясняется обиняками, не увиливает, а высказывает то, что думает, прямо. Его стиль ведения разговора конструктивный, что позволяет наилучшим образом передать сообщение и сформулировать мысль. Ассертивный коммуникант всегда занимается и говорит о безотлагательной на данный момент проблеме.

Проявляет искренность. Если вы говорите от чистого сердца, высказываете то, что думаете, а думаете именно так, как об этом говорите, — тем самым вы выказываете уважение к другим собеседникам.

Сосредоточивается на разрешении сложных ситуаций.
К проблемам у ассертивного собеседника есть свой решительный подход. Он сначала подробно изучает вопрос не для того, чтобы найти и наказать виновного, а для того чтобы действительно разобраться в проблеме и стать на путь ее разрешения. Главной целью взаимодействия с другими людьми становится принятие решений и разрешение проблем.

Избирает уверенный тон и язык тела. Когда этого требуют обстоятельства, голос убедительного собеседника звучит уверенно, непоколебимо, решительно. Жесты, осанка, выражение лица подтверждают и усиливают слова. Высказывания полны энтузиазма, невербальные действия позитивны и энергичны как раз настолько, насколько это необходимо.

Обсуждает дела с нужными людьми. Ассертивный собеседник со всеми вопросами напрямую обращается к человеку, которого затрагивают эти проблемы, вместо того чтобы обсуждать их с другими людьми. В то же время он конструктивно формулирует проблему и подчеркивает необходимость сотрудничества для ее решения. Такой собеседник не запугивает и не обвиняет.

Определяет необходимые действия совместно с другими собеседниками. В то время как агрессивный коммуникант требует или приказывает другим, что нужно делать, ассертивный просит собеседников высказать идеи о том, что нужно сделать. Ассертивное сообщение помогает понять важность такой просьбы и причины, которыми руководствуется ассертивный собеседник.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей