В следующих статьях вы узнаете, как выражать свои мысли, чтобы другие люди проявляли к вам внимание и уважение. Вы научитесь правильно использовать невербальное поведение, чтобы вас считали уверенным и честным коммуникантом, а также высказывать свою точку зрения как можно более понятным и конструктивным языком. Еще я поделюсь некоторыми советами и стратегиями по поводу того, как можно помочь слушателям вникнуть в ваше сообщение и понять именно то, что вы хотите до них донести.

Что и как мы говорим

— Устанавливаем зрительный контакт и налаживаем связь со слушателем
— Используем язык тела, чтобы убедительно передать сообщение
– Увлекаем своего собеседника: извлекаем наибольшую пользу из голоса
— Определяем нужный темп для позитивного эффекта

Люди слушают по-разному. Активное, или восприимчивое, слушание является самым эффективным подходом к процессу восприятия информации. То же самое относится и к речи в процессе межличностного общения. Люди могут передавать сообщения четырьмя возможными способами. Ранее были описано ассертивное общение — наиболее эффективный подход к процессу передачи сообщения. Она противопоставляется трем другим видам: агрессивной, неубедительной и пассивно-агрессивной речи.

Ассертивное общение(убедительное) предполагает передачу сообщения в позитивной, прямой, уверенной манере, когда вы проявляете уважение к своим слушателям (на эту тему читайте статью Как правильно говорить). Если ваша аудитория чувствует проявленное уважение, это поможет вам добиться успеха в профессиональном взаимодействии с другими людьми, а также в других сферах жизни. В этой главе вы найдете описание некоторых инструментов ассертивной речи.

Интересным является тот факт, что все описанные ниже средства являются особенностями невербального поведения. Они связаны не с тем, что вы говорите, а как вы это делаете. Все эти невербальные инструменты могут оказать огромное внимание на то, как передается и воспринимается другими ваше сообщение. Вербальная сторона, т.е. все использованные вами слова, — не единственная составляющая речи. В действительности важно следующее.

— То, что мы говорим, важно, но то, как мы это делаем, часто еще более существенно. Как уже говорилось в главе 4, большая часть эмоций сообщения передается невербальными средствами коммуникации — языком тела и тоном голоса. Эмоции — это то, что привлекает внимание собеседников во время слушания или, наоборот, приводит к тому, что они отключаются и перестают слушать. Если эмоции позитивны, люди настраиваются на разговор и хотят услышать сказанное.

— Многих не учили, как правильно слушать, поэтому вы не можете в полной мере рассчитывать на эффективное слушание собеседников во время передачи своего сообщения.
Невербальные средства, описанные в этой главе, помогут вам привлечь внимание ваших слушателей и заставить их сосредоточиться на сообщении.

Copyright © 2013 Виктор Смирнов